Некоторые особенности средневековых замков

Замок Прейсиш-Эйлау

В 1325 году по приказу гроссмейстера Тевтонского ордена Вернера фон Орзельна мастер Арнольд фон Эйленштайн начал строительство укрепленного дома на окруженном болотами и речкой холме. Здание, получившее название замок Иле, вырос на месте прусской крепости Сутвирт. На речке орденцы построили плотину с мельницей, уровень воды поднялся, и замок оказался на острове. К 1330 году было возведено каменное укрепление квадратной формы, окруженное рвом, с подъемным мостом и воротами с решеткой. С восточной стороны к укреплению был пристроен форбург.

В исторических документах первое упоминание о замке относится к 1326 году, где он называется «Иле», в записях 1342 года — «Иладия», в 1400 году — «Пруще Илов» (Прейсиш-Эйлау). До 1347 года Прейсиш-Эйлау являлся резиденцией орденского пфлегера, затем в нем разместилась администрация каммерата.

В годы Тринадцатилетней войны Прейсиш-Эйлау был захвачен восставшим населением и частично поврежден. Орден организовал активное сопротивление, и большинство городов Натангии вновь перешли под его власть. Прейсиш-Эйлау занял орденский гарнизон, состоявший из нескольких рыцарей и 60 человек ополчения.


Имение Прейсиш-Эйлау. (Pinterest)

После реформации в 1525 году орденский замок стал резиденцией ведомственного имения гауптмана Прейсиш-Эйлау, а в 1807-м здесь произошла битва между французской и русско-прусской армией.


Битва при Прейсиш-Эйлау. (Pinterest)

В 1814 году имение купил Генрих Сигизмунд Валентини и переименовал его в честь своей жены в Генриеттенхоф. Усадьба располагалась на территории старого форбурга, еще хорошо сохранившегося. Замок же из-за отсутствия крыши активно разрушался. Жить рядом с руинами было неприятно, и вскоре в километре на северо-запад от замка построили новый дом. Туда же перевели почти все хозяйство.


Замок Прейсиш-Эйлау в городе Багратионовск Калининградской области. (Pinterest)

В 1932 году в старом особняке, расположенном у стен бывшего орденского замка, был открыт окружной краеведческий музей. После Великой Отечественной жилые помещения постепенно пришли в полную негодность и долгое время использовались в качестве складов.

Что представляли собой базилики?

Это были трех- или пятинефные сооружения прямоугольной формы. Изначально центральный неф имел деревянный потолок, однако со временем его научились перекрывать каменными сводами. Тем не менее их давление могли выдержать только чрезвычайно мощные стены и столбы, разделявшие нефы. Дополнительную надежность стенам придавали узкие, похожие на бойницы окна. Поэтому внешне романские храмы часто напоминали крепости, а внутри них царил полумрак.

Мощные башни, которые возвышались как на пересечении трансепта и главного нефа, так и у восточной стены и по углам западного фасада, только усиливали сходство базилики с крепостью. Кроме того, внешнему облику храма это придавало строгость, величавость и даже суровость. Во время войн романские базилики служили надежным убежищем, наряду с крепостями.

Обилие полукруглых арок – еще одна примечательная черта романского стиля. В средневековых храмах они использовались не только в дверях и окнах, но и в оформлении фасадов и интерьеров.

Западная часть романской базилики декорировалась чрезвычайно пышно. Это служило двум целям: привлечению верующих и устрашению тех, кто ведет неправедную жизнь. Поэтому и сюжеты для церковных тимпанов (углубленная ниша над входом, обрамленная аркой) выбирались соответствующие.

Церковь аббатства Клюни – замечательный пример романской храмовой архитектуры. Более того, приемы, использованные для ее строительства, оказали немалое влияние на средневековых мастеров.

Мененские ворота

В средние века воротам на востоке города Ипр дали название Мененских, потому что через них проходил путь в город Менен. Во время Первой мировой войны ворота были разрушены. Их отстроили вновь только в 1927 году как дань памяти солдатам войск Антанты. Они погибли во время сражений за Ипр. Имена 54 тысяч солдат, которые не были захоронены, поместили на внутренних стенах ворот.

Сами ворота представляют собой большую арку с каменным львом наверху. И это неслучайно. «Фландрия и лев!» — это древний боевой клич фламандцев, предков современных бельгийцев. В эпоху рыцарства он служил сигналом для объединения людей одной крови.

Собор Парижской богоматери (Нотр Дам)

Французский король Людовиг VII и специально прибывший в Париж римский папа Александр III заложили первый камень собора Нотр Дам в 1163 году на месте христианской базилики Св.Стефана. В свою очередь базилику воздвигли на фундаменте римского храма Юпитера. Много веков спустя, в 1804 году, тоже в присутствии папы, в Нотр-Даме короновался Наполеон.

Собор Парижской Богоматери, завершенный к 1351 году, считают важным примером французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Это только начало готики, поэтому видим много горизонтальных линий.

После завершения собора, в последующие века, он часто менялся. В 1790-х годах Нотр-Дам подвергся осквернению во время Французской революции. Большая часть его религиозных образов была повреждена или уничтожена.

Собор Парижской Богоматери. Фото Nicolas Sanchez

Величавая ясность и размеренность архитектуры вдохновила Виктора Гюго на написание одноимённого романа в 1831 году. Вскоре после его публикации интерес к зданию возродился. Крупный реставрационный проект под руководством Эжена Виоле-ле-Дюка начался в 1845 году и продолжался двадцать пять лет. Начиная с 1963 года фасад собора был очищен от вековой сажи и грязи, вернув ему первоначальный цвет. Очередная кампания по очистке и реставрации велась с 1991-2000.

Со времён средневековья сохранились витражи только в розе главного входа и двух розах трансепта. Нотр Дам является местом хранения Тернового Венца Спасителя. В начале 13 века король Франции Людовик IX за половину годового бюджета страны выкупил заложенную в Венецианский банк святыню. Оказалась она в таком положении, потому что константинопольскому императору Балдуину II требовались деньги, чтобы расплатиться с кредиторами.

В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова.

Готическая школа Фландрии (Бельгия и Голландия)

Границы современных европейских государств многократно менялись, а некоторые государства, которые когда-то существовали и имели богатую культуру, вовсе исчезли. К таким исчезнувшим государствам относится герцогство Фландрия, на землях которого находятся современные Бельгия и Голландия. В период средневековья графство было богатейшим краем и имело достаточно развитые традиции городской архитектуры. Иногда, в литературе, искусство Фландрии называют фламандским, мы также будем придерживаться этого термина.

Уникальным во фламандской готике является то, что местные архитекторы смогли синтезировать в один общий стиль элементы крупнейших национальных стилей Франции, Германии и Англии. Из Франции была взята классическая основа, от Германии склонность к развитию гражданской архитектуры, а Англия подарила .

Собор святого Румбольда в Мехелене, сочетание английского и французского течений

Со временем сформировалось большое количество региональных архитектурных течений (названия происходят от названий регионов): 1) брабантская готика сочетает в себе элементы и английского ланцетного; 2) шельдская готика ориентирована на северофранцузские образцы архитектуры; 3) кемпенская готика (разновидность ) характеризуется использованием кирпича в качестве основного строительного материала, примерами являются церкви в городе Хогстратене (Голландия); 4) демерская готика (регион реки Демер) отличается использованием железистого песчаника.

Ратуша в Брюгге, Бельгия, фасад

Готический зал, Ратуша в Брюгге, 14 век, реставрация 19 века

До сих пор гордостью фламандской готики остаются светские постройки: ратуши в Брюгге, Брюсселе, Лувене, биржа Антверпене.

Крупные постройки:

  1. Церковь святых Михаила и Гудулы в Брюсселе, 1226-1485 гг., самая яркая готическая постройка в Бельгии, строительство заняло более двух столетий;
  2. Кафедральный собор святого Румольда в Мехелене, Бельгия, 1200-1528 гг. собор имеет явные признаки английской ланцетной готики (главная прямоугольная башня);
  3. Собор святого Иоанна в городе Хертогенбос, Нидерланды, 1220-1525 гг., часть здания выполнена из красного кирпича и относится к стилю , пример синтеза разных направлений;
  4. Рыцарский зал или Риддерзаал, Гаага, XIII в., средневековое здание в составе королевской резиденции, использовалось в качестве тронного зала, для торжественных придворных мероприятий и официальных приёмов;
  5. Ратуша в Брюгге, Бельгия, 1376-1421 гг., шедевр фламандской готики, особый интерес представляет интерьер готического зала, который был реконструирован в XIX веке в стиле неоготики и дополнился роскошными расписными орнаментами на стенах;
  6. Ратуша в Лёвене, Бельгия, 1440-1469 гг, пример поздней брабантской готики, интерьеры здания почти не сохранились и были перестроены в более поздних стилях.

15 Мон-Сен-Мишель, Франция

Этот замок не зря называют архитектурным чудом Франции. Он представляет собой скалистый остров на северо-западе Франции, который был превращен в остров-крепость в VIII веке. Долгое время здесь жили монахи, и даже было построено аббатство.

Во время 100-летней войны англичане безуспешно пытались завоевать этот остров, а во время французской революции, когда на острове не было монахов, здесь построили тюрьму. Ее закрыли в 1863, а в 1874 остров был признан историческим памятником. Ежегодно здесь бывает около 3 миллионов туристов, тогда как местных жителей всего несколько десятков человек!

Эти удивительные исторические памятники дошли до потомков практически в первозданном виде. Они хранят многовековую историю разных народов, которую не всегда можно прочесть на страницах учебников.

По материалам: worldatlas.com

ТЕГИ история
путеводитель
путешествия

Элементы готики в современном коттеджном строительстве

В наши дни тенденция комфортного загородного жилья требует постоянного усложнения архитектурных решений.

Готическая направленность в строительстве стала весьма востребованной из-за множества интересных идей

Современная готика в коттеджном строительстве – это эксклюзивный проект для каждого владельца. Причём, совершенно необязательна постройка средневекового замка с натуральными габаритами, главное – соблюдать основные каноны внешней стилистики.

Для создания готического дизайна придерживаются таких принципов:

  • конструкция многоскатной крыши должна демонстрировать очень высокий угол наклона и декоративную оградку с остроконечными шпилями;
  • компоновка постройки должна предусматривать обязательную башенку и выступающие фрагменты фасада;
  • окна оформляются со стрельчатой арочной вставкой вверху оконного проема.

В наружной отделке стен используется сайдинг, керамическая плитка с имитацией диких каменных блоков. Возможен вариант декоративной штукатурки пастельно-серых тонов. Для внутренних помещений подойдёт обшивка из древесного бруса.

Проекты небольших загородных домов с элементами готического стиля

1 из 6

Watch this video on YouTube

В любом средневековом замке обязательно был колодец

Колодец замка Меерсбург, 14 век. /Фото: finovel.com

Дело в том, что голод и жажда были главной опасностью для жителей замка во время осады – тем более, что такой вариант «боевых действий» был наименее рискованным для обеих сторон конфликта.

Именно поэтому в крепости находилось достаточно продовольствия, равно как и условия его хранения. Однако едва ли не главным для выживания в условиях осады было наличие постоянного источника воды.

Колодец замка Харбург эпохи высокого Средневековья. /Фото: livejournal.com

Именно поэтому место для строительства самого замка выбирались не только из соображений обороноспособности и удобства для фортификации, но и там, где есть возможность вырыть глубокий колодец.

Кроме того, их всегда максимально укрепляли и берегли буквально как зеницу ока. Однако, справедливости ради, следует уточнить, что колодцы были не единственным источником воды в средневековых замках: местные жители также устанавливали специальные емкости, в которых собирали и хранили дождевую воду.

Черты романского стиля в древнерусском зодчестве

Владимиро-Суздальская Русь славилась своей белокаменной архитектурой. Строительство православных храмов достигло расцвета при Андрее Боголюбском. Князь пригласил немецких мастеров, которые обогатили русское зодчество приемами западноевропейской романской архитектуры. С тех времен сохранились до наших дней Золотые ворота во Владимире, некогда бывшие частью городской стены. Другим примером романского стиля является Успенский храм. По соседству с ним во Владимире был позже возведен Дмитриевский собор, отличающийся богатством белокаменной резьбы и красивыми фресками.

Налог

Реальный доход человека никого не интересовал и никак официально не учитывался. Налоги брали с имущества (реально существующего на данный момент) и налогами облагались конкретные действия.

Так, налог взымался за проезд по мосту, за ввоз в город товаров, за торговлю на рыночной площади, за право вывешивать над своей мастерской вывеску и т.д. и т.п.

При определении налога на имущество сборщик налогов проводил… ну не обыск, конечно, но близко к тому: подробный досмотр имущества и составление его описи.

За неуплату налога часть имущества горожанина могла быть конфискована и продана с торгов.

Выплата ренты. Прорисовка с миниатюры 15 века.А это портовый город Брюгге на изображении 15 в.

Город Париж на изображении 15 века.

Музей музыкальных инструментов

Здание, построенное в Брюсселе архитектором Полем Сантено в 1899 году, имеет характерную стилистику ар-нуво. Здесь используется сочетание стекла и металла, отсутствие прямых линий, кованые металлоконструкции и витиеватые элементы декора. Музей, как изысканный шоколадный десерт, выделяется на фоне светлых зданий по соседству.

Интерьер этого архитектурного шедевра тоже подчиняется стилю модерн. Естественные природные формы и растительные орнаменты, плавные линии, перетекающие друг в друга, изящный декор делают внутреннюю обстановку Музея музыкальных инструментов её полноценным экспонатом.

Ранняя архитектура Европы, готический стиль

Ранние церкви Западной Европы представляли собой постройки, перекрытые цилиндрическими коробовыми сводами, распор которых передавался на стены на всем их протяжении. Поэтому стены были массивными, нередко укрепленными контрфорсами — примыкающими к стенам устоями. Пространство раннехристианского храма было организовано по горизонтали: его основная ось пролегала от западного портала (главного входа) к алтарю, где находился жертвенник и где происходила основная часть богослужения.

В середине XII в. появилось новое художественное направление — готика. Готический стиль выразился прежде всего в произведениях зодчества, в которых очевидно стремление придать больше легкости и свободы тяжелым и массивным формам, создаваемым в прошлом. С этой целью полукруглую арку стали постепенно заменять островерхой или стрельчатой, которой раньше придавалось лишь второстепенное значение.

Возникла новая система сводов, потребовавшая соответствующего преобразования архитектурных форм. Стрельчатая арка, устремленная ввысь, взамен круглой арки стала основой архитектурных сооружений. Повинуясь закону стрельчатой формы, все прочие части вытягивались вверх, приняли теперь более стройный вид, а внутренние пространства потребовали для освещения более высоких и широких оконных проемов.

Столбам внутри зданий придавали форму стройных колонн, в соответствии с которыми стены были разделены пилястрами в боковых и главном нефах (помещениях, ограниченных колоннами) церквей. Соответственно, более легкий и стройный вид был придан боковым опорам с отходящими от них откосными дугами, подпирающими выдающуюся часть среднего нефа соборов. Отделка соответствовала общему характеру здания, которое завершали высокие, стройные и постепенно утончавшиеся к верхушке башни, возвышавшиеся справа и слева над главным входом.

Во внешней отделке и орнаментовке все более проявлялся переход от господствовавших до сих пор строгих очертаний к формам, заимствованным из живой природы — к фигурам животных, людей и даже к фантастическим существам, например, химерам, установленным на всемирно известном соборе Нотр-Дам в Париже. Цветные витражи причудливо преображали солнечный свет и создавали у посетителей иллюзию реального присутствия в храме библейских святых и самого Иисуса Христа. Но не только христианские персонажи можно было видеть на витражах соборов — там нашлось место и для сцен из жизни простого люда, властителей и сказочных животных. Иными словами, средневековый храм стремился быть для верующего целым миром в миниатюре.

Зелёная, органическая архитектура

Зеленое строительство стремится минимизировать отрицательное влияние строительства на природу. Это течение стремится к умеренному и эффективному использованию материалов, энергии и пространства с целью органичного развития экологической системы в целом.Ключевой фактор зеленой архитектуры: применение экологически чистых технологий и ресурсов на каждом этапе строительства, начиная с идеи и планирования, завершая разрушением.

Зелёная архитектура. Офисное здание, Малага, Испания

Архитектор 20 века Ф.Л.Райт впервые использовал термин «органическая архитектура«, сформулировал её принципы и придерживался их в своих работах. Он умел совмещать желания заказчиков с уникальностью окружающей среды. Убедится в этом можно, познакомившись с примерами работ талантливого мастера.

Но не менее (а может и более) органической является архитектура другого великого зодчего Антонио Гауди. Он вдохновлялся формами, наблюдаемыми в природе, и переносил их в свои творения. Храм Саграда Фамилия — яркий пример тому.

Что это такое?

Целый период в развитии европейской культуры, распространенный на центральных территориях, а также западе и северо-востоке Европы, с XI по XVI столетия, называется готическим.

Был введен этот термин итальянцем Джорджио Вазари. Готический период следует вслед за романским и завершает развитие средневекового искусства. Последующая эпоха Ренессанса считает Средневековье варварским периодом.

Чаще всего под этим термином подразумевается архитектурный стиль в строительстве зданий. Но готика – это целое течение в искусстве: скульптура, витраж, миниатюра, живопись, фреска.

Главной особенностью готического стиля в архитектуре является дизайн зданий. Это всегда пышно, величаво и монументально. Наиболее часто стиль использовался для создания религиозных сооружений – церквей, соборов. И еще, наружные размеры зданий всегда кажутся намного скромней, чем внутри.

Высота соборов и храмов обеспечивалась использованием каркасной системы в их строительстве. К конструктивным особенностям готических зданий относят наличие:

  • нервюр (внутренних опорных арок);
  • аркбутанов (наружных упорных арок);
  • контрфорсов (наружных вертикальных упорных столбов);
  • пинаклей (остроконечных башенок);
  • вимпергов (крестовых сводов, резных фронтонов).

Зародился готический стиль в северной Франции, в середине XII столетия. В аббатстве Сен-Дени была построена первая готическая церковь. Постепенно такая архитектура распространилась по всем европейским странам, включая Великобританию, Германию и Испанию. На Апеннинский полуостров готика пришла гораздо позднее, претерпев значительные изменения, и получила свое особенное «итальянское» направление, которое быстро сменила эпоха Возрождения.

Некоторые примеры романской архитектуры

Франция

Монастырская церковь в Клюни, Бургундия — яркий пример романского стиля. Узкие окна и проходы, толстые, массивные стены.

Базилика Сен-Сернен в Тулузе, Франция. Сводчатый потолок и арки по бокам — черты, присущие романскому стилю.

Романский стиль фасада Собора Нотр-Дам в Ле-Пюи-ан-Веле, Франция.

Италия

Внутренний двор Базилики Святого Амвросия в Милане, Италия.

Пизанский собор в Пизе, Италия. Массивность конструкции, узкие окна, наружные полуциркульные арки говорят о романском стиле.

Германия

Наумбургский собор в Германии. Его строительство началось в начале 11 века, а закончилось только в начале 13. Поэтому он сочетает в себе два стиля — романский и готический.

Замок Кверфурт — средневековый замок и весьма важный памятник романской архитектуры.

Португалия

Кафедральный собор Се в Порту был перестроен в период барокко. Но во входе в центральный неф собора можно разглядеть черты романского стиля: узкие окна и вход, полукруглая наружная арка.

5 Виндзорский замок, Англия

Этот замок уже более 900 лет тесно связан с монархами Великобритании и является их символом. В его честь названа правящая ныне королевская династия Виндзоров. Замок был построен в XI веке Вильгельмом Завоевателем, и используется как королевская резиденция со времен правления Генриха I. За столько столетий его неоднократно перестраивали и дополняли в соответствии с запросами правящих монархов.

Интересно, что во время второй мировой войны замок служил убежищем для королевской семьи. В наши дни замок используется для государственных приемов, посещений туристами, а также отдыха королевы Елизаветы II весной каждого года.

Готика в России

Основная статья: Русская псевдоготика

Главный зал Владычной палаты.

Уникальный пример готических построек на территории Руси — Грановитая палата 1433 года и, вероятно, звонница Софийского собора (1439) Великого Новгорода, связанного в Средневековье с Западной Европой. Звонница неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв.

В Средние века в России, находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна.
Определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля, построенного по проекту итальянских архитекторов.

Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. В Санкт-Петербурге (Московский район) по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).

Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве — наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова; после его отстранения — по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). По замыслам зодчих, рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления — классицизма. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в —1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма!»); перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.

Одним из типичных образцов неоготики в Москве можно считать Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии, построенный в —1911 годах. Собственный дом архитектора Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке (1896 г.) — яркий пример неоготики. Дом украшен островерхими башенками и витражами (сохранились).

Бранденбургские ворота в Калининграде, неоготика

Ряд культовых сооружений, построенных в стиле неоготики имеется в Поволжье и в восточной части России. В частности, в этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (—) и др.

Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Замки Калининградской области) и большое количество церквей (см. Кирхи Калининградской области), но большинство из них — в разрушенном состоянии. В самом Калининграде отреставрирован фактически «с нуля» средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви).

Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в.) в старом городе, но самое главное — единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Неоготический кафедральный собор не сохранился до наших дней. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Несмотря на неоднократные обращения правительства Финляндии с предложением помощи в постройке собора заново, по старым чертежам, они так и остаются без ответа. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры — здание лютеранской церкви (конец XIX в.),Нижняя Тура Земское училище.

Водонапорная башня в городе Инте Республики Коми была построена в готическом стиле (1955 год). Архитектором был шведский политзаключенный Артур Тамвелиус.

Замок Лаукен

Около 1260 года в местечке Ловке, на месте будущего замка, были построены орденские вальные укрепления. С 1270 года крепость Лаукен являлась плацдармом на правом берегу Лабы для натиска Тевтонского ордена на Надровию.


Замок Лаукен в XIX веке. (mk-kaliningrad.ru)

В 1327 году был построен каменный замок. Лаукен упоминается в 1466 году в документах II Торнского мира и Краковском договоре 1525 года. Во времена герцога Альбрехта замок использовался как охотничий дом. По указанию герцога Георга Фридриха в 1581—1584 годах Лаукен был перестроен архитектором Блазиусом Бервартом. После этого замок получил название Фридрихсбург.

В последующие годы здание неоднократно перестраивалось. В конце XIX века Лаукен перешел в собственность семьи фон Биберштайн, последним владельцем был Людвиг фон Биберштайн. По легенде, замок также был известен как место, в котором сжигали ведьм.

Современный вид внутреннего убранства здания. (kaliningrad.ru)

После окончания Второй мировой войны здание замка осталось в хорошем состоянии. Его переделали под школу, позднее с северной стороны пристроили еще одно здание. В таком виде замок сохранился до наших дней.

ЭЛЕМЕНТЫ ФОРТИФИКАЦИИ МАТЕРИАЛЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

Военные сооружения средних веков обычно представляют собою в основном ограждения в виде каменных стен. Лишь изредка допускались среди выступающих вперед укреплений несколько земляных валов, с палисадами на гребне, носивших характер временных укреплений.

Большие военные сооружения, созданные под давлением политических требований, возводились чрезвычайно быстро, о чем свидетельствует единообразие стиля, наблюдаемое в ансамбле. Все здесь выполнено простыми приемами. Так, главная башня (донжон) в Куси имела в качестве лесов только пологий винтовой помост, по которому подавались наверх материалы; гнезда этого помоста сохранились до сих пор.

Одними лишь быстрыми темпами возведения крепостных сооружений (замков) нельзя объяснять единообразие стиля и однохарактерность военно-оборонных построек средневековья, как это делает Шуази; стремление к стилистическому и типологическому единообразию является одной из существенных особенностей романского искусства. Эту тенденцию можно проследить как в военно-оборонной архитектуре, так и в гражданской и культовой. Этой тенденции противопоставлено стремление к выработке местных форм. Эти два противоположные начала составляют то единство, которое характерно для романской культуры и искусства в целом. прим. Н.А. Кожин

Насколько это было возможно, стены складывались из крупных каменных блоков, иногда с неотделанной лицевой стороной, но с окантованными ребрами. Некоторые стены обработаны выпуклыми рустами, по которым скользят ядра.

В Куси и в некоторых крепостях XII в. меж рядами кладки обнаружен вместо толстых слоев раствора, в который лом проникает свободно, слой раствора, в состав которого входят обломки черепицы и осколки твердого камня.

Такой способ кладки, который, несомненно, не дал ожидаемых результатов, был совершенно оставлен с XIV в.

В то время как гражданская архитектура пользуется почти исключительно сводами на нервюрах, в военной архитектуре нередко можно встретить крестовый свод (Шато Тьерри). Одним из главных преимуществ нервюрного свода является его легкость, которая приводит к уменьшению распора. Поэтому такой свод был нужен для тонких церковных стен; крестовый же свод находил себе достаточную опору в толстых стенах замков.

Иногда над круглыми залами, расположенными в башнях, возводили купол (Провэн, Шатодэн). Купол распределяет распор по всему периметру вместо того, чтобы сосредоточить его в отдельных точках, в которых действие пробоины оказалось бы особенно разрушительным.

О форме и конструкции средневековых куполов на памятниках культовой архитектуры в Аквитании см. Lasteyrie, L’Architecture religieuse en France a l’epoque romane. Paris 1912, стр. 267 и слл. и стр. 471. прим. Н.А. Кожин

Обычно стены военных сооружений скреплялись при помощи деревянных бревен. Стены Куси еще хранят следы этих связей. Употребление их восходит к глубочайшей древности; применение их в средние века оправдывалось теми же мотивами, которыми руководились и древние: они служили для распределения силы ударов на большую площадь.

Заключение

Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако данное направление ещё не отличается ни особым изяществом, ни роскошью. Хоть в искусстве и начинают отражаться обыденные сцены, религиозная тематика всё ещё остаётся главенствующей.

Это же можно проследить и в других исторических стилях, таких, как античный стиль. Что же касается дальнейшего развития стилей, определяющих роскошь и достаток, то это все прослеживается в барокко и викторианском стиле.

Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей о том, что такое Ампир и стилем Рококо в искусстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector