Как проверить напряжение мультиметром в сети: измерение вольтажа в розетке 220 вольт
Содержание:
- Что это такое
- Правила размещения щупов в мультиметре
- Подключение щупов в мультиметр
- Какой мультиметр лучше выбрать для автомобиля обычному автолюбителю
- Аналоговые и цифровые
- Назначение и функции
- Отличие измерения постоянного и переменного тока
- Как проверить «ампераж» аккумулятора мультиметром?
- Особенности проверки проводов, входящих в состав различных устройств
- Какие параметры можно проверить
- Как определить фазу и ноль мультиметром
- Измерение сопротивления мультиметром
- Подключение щупов в мультиметр
- Общие рекомендации
- Немного теории – как подключаются измерительные приборы
- Подключение щупов к мультиметру
Что это такое
Электроизмерительный прибор, объединивший в одном корпусе вольтметр, омметр и амперметр, правильно называют мультиметр, мультитестер или ампервольтомметр. Ещё в быту можно услышать такие его названия, как «тестер» или «цешка». Он способен измерить напряжение, сопротивление и силу переменного и постоянного тока.
Ещё им замеряют емкость конденсаторов, «прозванивают» диоды и транзисторы, выясняют сохранность электросети.
Тестеры бывают и аналоговыми (со стрелками), и цифровыми (с экраном). Цифровые доступнее и удобнее в обращении, но принцип измерения один и тот же у обоих видов.
Полный спектр измерений, которые способен выполнить мультиметр, нужен при сборке электросхем, ремонте бытовых и промышленных электроприборов, требует от специалиста высокой квалификации. При этом в быту такой незаменимой вещи тоже может найтись применение, например, для несложных работ в бытовой 220-вольтовой электросети.
Правила размещения щупов в мультиметре
На самом деле тут так же все предельно просто. Достаточно внимательно смотреть, что написано на самом приборе и понимать, что вы планируете измерять.
Итак черный щуп, независимо от того, что вы измеряете всегда вставляется в одно и то же гнездо, отмеченное надписью COM.
Черный измерительный щуп вставляется в разъем COM
А вот красный щуп уже будет менять свое положение в зависимости от измеряемого параметра. Итак, если планируется измерение напряжения, сопротивления или же необходима прозвонка диодов, то красный щуп вставляется в крайнее правое гнездо, которое обозначено символами «VΩ >/.»
Мультиметр с вставленными щупами в разъемы
Требуется измерить ток в миллиамперах? Тогда переставляем красный щуп в гнездо, подписанное как «mA» (предел измерения в таком положении щупов равен 200 миллиамперам).
Щупы вставленные для измерения тока до 200 мА
В некоторых комплектациях эти два гнезда объединяются в одно гнездо, которое называется «VΩmA». Пределы измерений такие же.
Размещение щупов на мультиметре DT-832
Если же вам требуется измерить ток до 10 Ампер, то необходимо переставить опять же красный щуп в гнездо подписанное как «А» (либо же 10ADC).
Щупы на мультиметре установлены для измерения тока до 10А
Возможно, у вас завалялся еще стрелочный вариант исполнения мультиметра. Так вот для домашнего использования вариант цифрового прибора гораздо более практичен и прост в восприятии. На табло вы сразу же видите готовый результат измерений и не требуется никаких дополнительных манипуляций для подсчета показаний.
Мультиметр со стрелочным табло
Итак, с органами управления мы с вами разобрались и теперь знаете, какое положение за что отвечает. Сейчас давайте приступим к непосредственным практическим опытам с мультиметром.
Подключение щупов в мультиметр
Щупы — специальный вид коннекторов, которые помогают измерять характеристики электрических деталей и участков проводной цепи. Они легко соединяют необходимые разъёмы мультитестера с другими выходами.
Обычно являют собой металлический стержень и пластиковой изоляцией, на одном конце которого выход стержня с другого — провод с коннектором для вставки в разъёмы 20А, А, СОМ и VΩ прибора.
Кроме того, иногда в арсенале необходимо иметь дополнительный набор щупов, но вместо стержня используются металлические «крокодилы» — зубчатые зажимы.
«Крокодил» являет собой специальный вид насадок для щупов мультитестера, очень удобный при измерении электрических характеристик средних и больших деталей
Большинство приборов импортируются из Китая, где их изготавливают на заводах, цехах и мини-мастерских. В связи с этим производители экономят на всём, в том числе и материалах для щупов, которые быстро выходят из строя. Рекомендуется щупы сделать самостоятельно, купив детали на радио-рынке или в радиомагазине. Вместо изоляционного пластика часто используют пустые ампулки и оболочки для шариковых ручек.
Разъёме СОМ является электрическим «минусом», выполняет функцию заземления на всех режимах и диапазонах. Обычно сюда подключают черный щуп
Подключаем штекер черного щупа в разъём мультиметра с условным обозначением COM. А штекер красного щупа подключаем в разъём с обозначением VΩ, который предназначен для измерения постоянного и переменного напряжения. Настоятельно не рекомендуем зажимать красный и чёрный щуп на контакт в любом режиме, исключение — круговой переключатель на позиции «►» (прозвон цепи).
Кроме напряжения мультитестером можно измерить величину силы тока и значение сопротивления
Важно помнить, что при измерении величины сопротивления необходимо отключать питание
Какой мультиметр лучше выбрать для автомобиля обычному автолюбителю
В принципе, при выборе мультиметра для автолюбительского применения не имеет принципиального значения автомобильная или обычная модель прибора будет находиться в багажнике. Если мультиметр приобретается для гаражного хранения и применения, то можно выбрать и автомобильную модель.
Неважно какой. В экстренных ситуациях отказа электрооборудования в дороге или на автостоянке обычно бывает необходимо и достаточно, чтобы мультиметр произвел:
- измерение напряжения бортовой сети и аккумуляторной батареи;
- контроль заряда АКБ от генератора;
- сделал «прозвонку» предохранителей, лампочек и электропроводки;
- измерение тока утечки;
- контроль параметров датчиков, прежде всего, сопротивления и напряжения на датчиках.
В качестве дополнительных потребительских характеристик желательны: подсветка цифрового индикатора, ударопрочный корпус. Таким параметрам может удовлетворять простейший мультиметр стоимостью до 1000 рублей, например MAS830L.
Обозначения режимов на большинстве приборов стандартизированы, поэтому, научившись работать на одном мультиметре, можно уверенно перейти на пользование другим. Время «жизни» мультиметра в практике автоэлектрика максимум полгода, в автолюбительской – пару лет.
В первую очередь выходят из строя щупы. Обычно это происходит зимой: некачественная изоляция трескается в морозы, провода обрываются, щупы приходится менять. Затем, обычно по невнимательности, отказывает режим измерения тока 10 Ампер. После этого режим прозвонки, измерения сопротивлений и …далее лучше купить новый. Поэтому, покупать дорогой мультиметр не имеет смысла.
Аналоговые и цифровые
Показания в аналоговых приборах отражаются стрелкой на цифровой шкале. На сегодняшний день достаточно много встречается старых советских устройств, а также новых китайских приборов такого типа. Для работы с таким прибором необходимы специальные навыки и знания. К тому же стрелочный прибор очень чувствителен к колебаниям, поэтому держать его нужно ровно и максимально неподвижно. Яркими представителями являются Sunwa YX -1000a и Sunwa MF -110a.
Цифровой мультиметр полностью электронный, без каких-либо аналоговых элементов. Показания в этих приборах довольно точные, без погрешностей и выводятся на цифровой экран. Это достаточно удобно и исключает ошибки, которые могут возникнуть у пользователя при считывании результатов измерений с аналогового прибора. На сегодняшний день цифровые мультиметры занимают первые места по популярности и использованию среди приборов такого типа.
Цены на цифровые мультиметры лежат в довольно широком показателе. Стоимость самых простых устройств начального уровня, как правило, произведенных в Китае, начинается от нескольких сотен рублей. Профессиональные приборы, выпущенные именитыми производителями, собранные из качественных материалов и комплектующих и обладающие большой функциональностью, могут достигать нескольких десятков тысяч рублей.
Неважно, сколько стоит мультиметр, основные функции будут присутствовать даже в самом дешевом — измерение тока, измерение напряжения, прозвонка проводов на обрыв. В этом поможет тестер электрический — мультиметр, как пользоваться, подскажет инструкция
Визуально бо́льшая часть приборов похожа друг на друга. Основным органом управления в них является центральный многопозиционный переключатель. С его помощью осуществляется выбор измеряемого параметра и задается величина его измерения.
Назначение и функции
Мультиметр — универсальный измерительный прибор, который может измерять несколько электрических величин. Перечень измерений зависит от модели и может значительно отличаться. Базовый набор функций — определение силы тока (постоянного и переменного), напряжения, сопротивления. Такие приборы относительно недороги.
Вообще же можно найти модели, которые могут определять емкость конденсаторов, частоту тока, температуру, могут прозванивать диоды, определяя падение напряжения на P-N переходе, генерировать сигналы определенной частоты и т.д. Чем больше возможных функций, тем выше цена. Еще цена зависит от степени «раскрученности» бренда и от качества сборки.
Мультиметры бывают стрелочными и электронными
Также мультиметры бывают двух типов: со стрелочным и цифровым индикатором. Более популярны модели с цифровой индикацией — информацию считывать проще.
Как видите, функций может быть так много, что возникает вопрос: «Как пользоваться мультиметром?» Вот об этом и пойдет речь дальше.
Отличие измерения постоянного и переменного тока
Название DC относится к постоянному току, который протекает всегда в единственной направленности. Этот вид тока характерен для источников питания типа АА, ААА, Крона, а также аккумуляторных батарей, которые установлены в телефонах или транспортных средствах. Перед многими специалистами стоят вопросы по замеру данного показателя.
Наряжение в розетке
Различные виды измерительных приборов обладают разнообразными маркировками для замеров постоянного тока. Зачастую это DCA и DCV, либо A и V на лицевой панели, со значением наподобие горизонтальной линии, а также пунктира под ней.
Переменный ток имеет обозначение AC, и изменяет свое направление через одинаковый промежуток времени большое количество раз в период равный одной секунде. Обычные розетки, находящиеся в квартире, имеют переменный ток, который изменяет направленность пятьдесят раз в секунду. Различные экземпляры мультиметров содержат следующие указатели на панели измерительного прибора: ACA и ACV, либо А и V с волнистой линией.
В случае если нужно замерить ток постоянной величины DC, то следует придерживаться полярность при присоединении щупов измерительного инструмента, в особенности, если этот прибор аналогового типа.
Если измерительная процедура производится цифровым мультиметром, то такая последовательность не важна, только результат будет с минусовым значением. Стрелочный тестер не сможет замерить напряжение постоянного тока, так как стрелка будет отклоняться в обратное положение.
Как проверить «ампераж» аккумулятора мультиметром?
Чтобы определить силу тока, которую выдает ваша АКБ, понадобится создать цепь с нагрузкой. В ее роли выступает любой прибор или оборудование, потребляющее электроэнергию. Для замера понадобится предпринять следующие действия:
- Прибор устанавливается в режим замера ампер, а переключатель на нем – на переменный ток, который обозначается английскими литерами AC.
- Отсоединяете клемму с плюса батареи и на ее место ставите отрицательный провод измерительного прибора.
- К оборудованию, которое выступает в качестве нагрузки, присоединяете отрицательную клемму АКБ и щуп измерителя с положительным зарядом.
- В зависимости от конструкции, смотрите на высветившееся число или отсчитываете его на шкале прибора.
Исправный и полностью заряженный аккумулятор демонстрирует показатели в пределах 12,6–13 В.
Особенности проверки проводов, входящих в состав различных устройств
Сначала рассмотрим особенности работы в условиях, когда посредством прозвонки мультиметром проверяется бортовая проводка современного автомобиля.
Автомобильная проводка
Специфика этой ситуации заключается в том, что разводка в рассматриваемом случае состоит из одного линейного проводника с питающим напряжением 12 Вольт. При этом в качестве второй (общей или «земляной») жилы используется металлический корпус автомобиля, где, как правило, обрываться нечему.
Для подготовки бортовой сети к обследованию в первую очередь необходимо отключить плюсовую клемму от аккумулятора, после чего можно смело приступать к работам. Тестирование бортовой проводки организуется по уже описанной ранее схеме прозвонки линейных цепей.
При проверке «массы» автомобиля основное внимание уделяется качеству контакта подводящих клемм с корпусом
Электрический ТЭН
Ориентируясь на показания индикатора на мультиметре, удаётся сделать прозвонку такого элемента, как водонагревательный ТЭН. В процессе проверки контрольными щупами прибора прикасаются к двум контактным пластинам нагревателя и оценивают его внутреннее сопротивление по индикатору.
Если дисплей показывает порядка нескольких Омов, то без сомнения, элемент исправен. При больших значениях на экране, соответствующих обрыву проверяемой линии, сразу можно сказать, что ТЭН повреждён и должен быть заменён.
Помимо самого нагревательного элемента, при проверке бойлеров и подобных им приборов очень важно прозвонить подводящий кабель на предмет его нежелательного контакта с корпусом устройства. С этой целью один из щупов мультиметра поочерёдно подсоединяется к входным контактам; при этом второй конец постоянно держится на корпусе нагревателя. В случае, когда цифровой мультиметр при измерении показывает какое-то сопротивление – это значит, что повреждена защитная оболочка подводящего кабеля
Для предотвращения поражения пользователя электрическим током, его следует заменить новым
В случае, когда цифровой мультиметр при измерении показывает какое-то сопротивление – это значит, что повреждена защитная оболочка подводящего кабеля. Для предотвращения поражения пользователя электрическим током, его следует заменить новым.
Другие бытовые приборы и детали
При помощи мультиметра можно протестировать и цепь питания любого осветительного прибора путём прозвонки проводки и вспомогательных элементов (переключателей, в частности) на короткое замыкание или обрыв. Для этого, прежде всего, следует прозвонить две линейные цепочки, заканчивающиеся непосредственно на контактах электрической лампочки.
В процессе прозвонки линейных цепочек обязательно проверьте исправность стоящего в одной из них переключателя, а также надёжность подсоединения проводников с его контактами.
Также отметим, что указанным способом можно будет прозвонить обмотки линейного трансформатора или электродвигателя и убедиться в их целостности или в наличии обрыва (КЗ).
В заключение ещё раз напомним, что посредством мультиметра удаётся проверить не только отдельные провода или скрытую в толще стен проводку, но и любые другие электрические приборы и детали.
Какие параметры можно проверить
Мультиметр – электроизмерительный прибор, объединяющий функции амперметра, вольтметра и омметра. Портативные устройства умещаются в руке и стоят недорого, его желательно иметь в машине каждому водителю. Чтобы измерять заряд аккумулятора, нужно померить напряжение. Также мультиметр полезен и для проверки других параметров – утечки тока, например. Это отличная профилактика против быстрого разряда АКБ.
В экстренных ситуациях, когда происходит отказ в работе электрооборудования, мультиметр пригодится для диагностики неисправностей:
- измерение напряжения бортовой сети;
- «прозвонка» предохранителей, электропроводки и лампочек;
- контроль над датчиками, их сопротивлением и напряжением.
При выборе мультиметра предпочтение следует отдать ударопрочным моделям с подсветкой на цифровом дисплее.
Как определить фазу и ноль мультиметром
Вслед за измерением напряжения может возникнуть необходимость в определении фазы и нуля с помощью тестера. Тут также возможны варианты. Например, у нас имеются два провода, которые выходят из стены. И они не подписаны. И нам необходимо понять где у нас фаза, а где ноль. Как же тут быть… Включаем мультиметр на измерение переменного напряжения. Концы подсоединяем на общий и вольты. Меряем напряжение между двумя проводами. Например 220В. Хорошо, значит далее можно один конец положить в сторонку, а вторым дотронуться по очереди до каждого из проводов. На одном из них будет ноль вольт, а на втором вольт 15-30. Тот на котором будут вольты, будет фазой. Всегда ли такое возможно? Наверно не всегда. Ведь может быть на каждом относительно земли по 130В, тогда перед вами окажутся две фазы, которые дают линейное 220В. Но тогда, вероятно и при измерении одним концом на каждом будет показывать какие то вольты. Но не стоит трогать тот, который имеет при измерении одним концом ноль вольт, руками.
Второй более затратный вариант, это прозвонить провода. Но ведь они под напряжением? Если знать, на какой автоматический выключатель они приходят, то надо всего лишь отбросить их от выключателя, предварительно отключив его, и далее как-то прозвонить, или нарастив концы, или проявив смекалку. В случае, если провода три, и например, мы знаем, что один фаза, второй N, а третий PE. То здесь, определение фазы будет еще проще. Достаточно померить напряжение между двумя проводами — это получится три измерения. Например, вышло 220В, 220В, 0В. Думаю, логика ясна. Те, между которыми ноль вольт это либо ноль и пэе, или же это сюрприз в виде двух проводов с одной фазой. Ох, и интересна же наука электрика. В любом случае самым надежным способом будет прозвонка проводов от обесточенного автомата.
Измерение сопротивления мультиметром
В случае с М4583 имеется возможность проверять сопротивление на пределах от 200 Ом до 20 МОм. Сопротивление измеряется на участке цепи. Подключаем к выводам общий и омы. Один конец сажаем по одну сторону, второй — по другую. Прибор покажет значение сопротивления между этими двумя точками. Регулируя диапазон измерений круговым диском, можно повысить результат измерений. Можно измерять сопротивление электронных компонентов, реле, обмоток электрических машин. Если во время измерения на экране отображается прыгающее значение или единица, попробуйте увеличить предел измерения.
Чтобы измерить, какое сопротивление в омах у резистора, необходимо его выпаять из схемы. Значит у резистора две стороны. С обеих сторон сажаем цешку и измеряем сопротивление. Полученное значение сравниваем с тем, что написано на самом резисторе. При этом не стоит держать концы мультиметра и ножки резистора пальцами, так как в этом случае значение будет не совсем корректно за счет сопротивления организма. На картинке я мерял сопротивление резистора 3 кОм, получилось 2,98 кОм.
Подключение щупов в мультиметр
Щупы – специальный вид коннекторов, которые помогают измерять характеристики электрических деталей и участков проводной цепи. Они легко соединяют необходимые разъёмы мультитестера с другими выходами.
Обычно являют собой металлический стержень и пластиковой изоляцией, на одном конце которого выход стержня с другого – провод с коннектором для вставки в разъёмы 20А, А, СОМ и VΩ прибора.
Кроме того, иногда в арсенале необходимо иметь дополнительный набор щупов, но вместо стержня используются металлические “крокодилы” – зубчатые зажимы.
“Крокодил” являет собой специальный вид насадок для щупов мультитестера, очень удобный при измерении электрических характеристик средних и больших деталей
Большинство приборов импортируются из Китая, где их изготавливают на заводах, цехах и мини-мастерских. В связи с этим производители экономят на всём, в том числе и материалах для щупов, которые быстро выходят из строя.
Рекомендуется щупы сделать самостоятельно, купив детали на радио-рынке или в радиомагазине. Вместо изоляционного пластика часто используют пустые ампулки и оболочки для шариковых ручек.
Разъёме СОМ является электрическим “минусом”, выполняет функцию заземления на всех режимах и диапазонах. Обычно сюда подключают черный щуп
Подключаем штекер черного щупа в разъём мультиметра с условным обозначением COM. А штекер красного щупа подключаем в разъём с обозначением VΩ, который предназначен для измерения постоянного и переменного напряжения.
Настоятельно не рекомендуем зажимать красный и чёрный щуп на контакт в любом режиме, исключение – круговой переключатель на позиции “►” (прозвон цепи).
Кроме напряжения мультитестером можно измерить величину силы тока и значение сопротивления
Важно помнить, что при измерении величины сопротивления необходимо отключать питание
Общие рекомендации
Обязательно включите мультиметр в состав бортового инструмента.
Научитесь им пользоваться, для начала хотя бы измерять напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. В холодное время года это наверняка пригодится.
Не приобретайте слишком дорогой мультиметр, тем более, профессиональный. Для обычных измерений вполне достаточно обычного тестера.
Проверьте при покупке, есть ли предел измерений тока 10 Ампер. Он часто бывает нужен при контроле цепей автомобиля.
После использования мультиметра в режимах измерения тока и сопротивления, сразу переключите прибор в режим измерения напряжения или выключите его. Измерение напряжения в цепи при случайно оставленном режиме измерения тока либо сопротивления – наиболее частая причина его выхода из строя.
Видео — проверка аккумулятора и генератора автомобиля с помощью мультиметра:
Может заинтересовать:
Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля
Сравнить стоимость ОСАГО для своего авто
Выбрать видеорегистратор: незаменимый гаджет для водителя
Некоторые водители предпочитают видеорегистратор в виде зеркала
Немного теории – как подключаются измерительные приборы
Электронный мультиметр объединяет в себе несколько различных устройств, которые по-разному подключаются к участку цепи. Чтобы им правильно пользоваться, надо знать чем измеряется напряжение, а чем сила тока и правильно производить подключение устройства.
Когда провода просто подключены к рабочему источнику питания, то на них появляется электрическое напряжение, которое можно померить между плюсом и минусом (фазой и нулем). Это значит, что напряжение можно измерить как при подключенной в сеть нагрузке (работающем приборе), так и без нее.
Электрический ток в проводах появляется только в том случае, когда цепь замкнута – только тогда он начинает течь от одного полюса к другому. При этом, измерения тока проводятся при подключении измерительного устройства последовательно. Это значит, что ток должен пройти через прибор и только в этом случае он сможет замерить его величину.
Разумеется, чтобы измерительный прибор не оказывал влияния на силу тока, которую он измеряет, сопротивление мультиметра должно быть как можно меньше. Соответственно, если прибор настроен на измерение силы тока, а по ошибке попробовать измерить им напряжение, то случится короткое замыкание. Правда и тут не все однозначно – измерение тока и напряжения современными электронными мультиметрами проводится с одинаковым подключением клемм к устройству.
Если вспоминать хотя бы поверхностные школьные знания про электрические цепи, то сформулировать правила измерения напряжения и силы тока можно следующим образом: напряжение одинаковое на параллельно подключенных участках цепи, а сила тока при последовательном соединении проводников.
Чтобы не было ошибок, перед измерениями надо обязательно сверяться с маркировкой, нанесенной возле контактов мультиметра и его переключателя режимов.
Подключение щупов к мультиметру
Щупы мультиметра представлены металлическими стержнями с изоляцией. Посредством щупов обеспечивается контакт между измерительным прибором и тестируемым устройством.
В нижней части корпуса измерительного прибора располагаются специальные гнезда, к которым требуется подключать щупы. Выпускаются модели с двумя или тремя гнёздами. Щуп красного цвета нужно подключать в любой свободный разъём.
Любые минусовые разъемы маркируются знаками «Заземление» и «COM». К такому разъёму чаще всего подключается провод черного цвета. Замер сопротивления тока не выше 200 мА и измерение напряжения осуществляется разъемом, имеющим маркировку «VОmA».
Электрический мультиметр: тестер для различных электротехнических измерений
Разъемы с надписью «10А» или «10 ADC» предназначаются для замера силы тока в пределах 200 мА – 10 А. Если щуп мультиметра в процессе тестирования будет подключен к неверному разъёму, то многократно возрастает риск сгорания предохранителя или самого проверяемого прибора.
Очень удобными в быту являются дополнительные щупы, снабженные наконечниками-«крокодилами» и отличающиеся достаточно длинными проводами.