Общая инструкция по применению эпоксидного клея, основные моменты

Как пользоваться?

Мастер-класс по использованию эпоксидной смолы для творчества позволяет получить полное представление о том, как именно нужно работать с этим материалом. В первую очередь следует соблюсти стандартные меры безопасности: надеть резиновые перчатки и маску или респиратор, обеспечить свободный приток воздуха в помещение, застелить рабочее место полиэтиленом или клеенкой, убедиться, что температура воздуха не превышает +25°С.

Приготовление эпоксидной смолы требует приобретения определенного набора расходных материалов:

  • компаунда и отвердителя;
  • одноразовых медицинских шприцев или мерных стаканчиков с миллиметровыми делениями;
  • деревянного шпателя для размешивания состава;
  • чистых емкостей разного размера.

Перед началом работ рекомендуется прочесть прилагаемую производителем к расходным материалам инструкцию. Пропорции у разных составов меняются, единого рецепта нет. Далее компоненты соединяются в небольшой миске или чашке, кювете. Точность пропорций обеспечит использование стаканчиков или шприцев с мерными делениями. Не следует приготавливать слишком много смолы сразу, она может начать полимеризацию ранее, чем будет израсходована.

Соединенные отвердитель и компаунд аккуратно и тщательно перемешиваются в выбранной емкости. На этой стадии к ним можно добавлять глиттеры и пигменты. Некоторое время нужно выполнять круговые движения, убирая пузырьки воздуха, добиваясь однородности состава. Если они все же образовались, смесь отстаивают и подогревают. Воздушные камеры поднимутся и будут доступны для удаления.

До полного застывания эпоксидной смолы обычно проходит 20-24 часа

Важно на протяжении этого времени сохранять правильную температуру в помещении. Для ускорения процесса можно отправить заготовку в духовой шкаф на 20 минут при температуре +80°С, а затем оставить при комнатной температуре до полной кристаллизации

Заливка в молды

Готовая смола может применяться по-разному. Чаще всего ее отливают в силиконовых формах – молдах, придавая нужную форму. Такие заготовки используют для изготовления мелких предметов. Благодаря особенностям силиконовых молдов застывшая смола легко от них отходит. Существуют готовые решения для колец, брелоков, кулонов.

При использовании декоративных природных элементов — раковин, камней, их промывают и обезжиривают, травы, мох, цветы тщательно сушат. Затем эти компоненты укладываются в молд и заливаются смолой. Порядок действий может быть разным.

  • С предварительным размещением декора. В этом случае декор укладывается на дно формы. Затем готовится смола — ей нужно отстояться не менее 30 минут. По завершении этого процесса эпоксидная основа заливается в молд. Останется лишь дождаться, пока заготовка затвердеет и зачистить ее неровные кромки абразивными инструментами — надфилем, мелким напильником.
  • С заливкой смолы. После заполнения формы декор в ней распределяется при помощи зубочистки. Это позволяет создавать изделия с симметричным и более сложным наполнением.

После застывания изделие из смолы может подвергаться дополнительной шлифовке и механической обработке. Чаще всего достаточно наждачной бумаги, но можно использовать абразивные пилки для маникюра и педикюра. В ходе шлифовки возникает много пыли – стоит защитить глаза, нос и рот.

Отливка в рамках

Изделия из эпоксидной смолы можно изготавливать не только в молдах. Существуют специальные металлические оправы и рамки. Их основное отличие заключается в необходимости шлифовки готового украшения с лицевой и изнаночной сторон. Нижнюю грань оправы на время заливки обычно помещают на поверхность клейкой ленты, чтобы исключить вытекание смолы снизу. Так же можно добавить в оправу элементы декора — листья и цветы растений, небольшие поделочные камни, фотографию.

Цвет

Первым делом любой мастер составляет проект своей работы. В нем определен чертеж формы для будущей заготовки, расчет материалов и подбор нужной марки эпоксидки. Помимо того, что необходимо выбрать специальную смолу для изготовления украшений, следует определиться с цветом. Благодаря наличию красителей, можно получить весь спектр оттенков, согласно художественному замыслу. В данном отношении смола бывает прозрачной и цветной.

В прозрачной смоле нет никаких красящих веществ. Ее естественные оптические свойства очень близки к стеклу. Прозрачные компаунды применяются при создании трехмерных картин, столешниц, панелей. В качестве декора на основе размещают цветы или лепестки растений. После заливки смола образует линзу, внутри которой застывшие природные материалы смотрятся изящно и стильно. При заливке столешниц используется технология многослойной заливки. Элементы декора размещаются в разных слоях, что полнее подчеркивает объемность картины.

Практически стопроцентная светопроницаемость материала играет на руку изготовителям рекламных панелей, скульптур и просто изделий с декоративными элементами. Из такого полимера после обработки получают шарики для бус, четки, браслеты. Под прозрачной поверхностью располагают картины или семейные фото.

Смола Resin Art обладает высокой вязкостью. Она используется при рисовании картин, создании арт-объектов и объемных изображений. Бренд Magic Crystal-3D известен мастерам, занимающимся производством подсвечников, вазочек, магнитиков и даже корпусов часов. Epoxy CR 100 и ЭД-20 оптимально подходят для заливочных работ.

Цветная смола принципиально отличается от прозрачной лишь наличием красителя. Необходимо отметить, что в большинстве наборов красители продаются отдельно от основного компонента, и покупатель имеет возможность самостоятельно регулировать глубину цвета, изменяя количество колера. Но ряд производителей предлагает уже растворенные в основном составе краски. Мастеру остается лишь только смешать цветную смолу с отвердителем. Цвета могут быть совершенно любыми, причем встречаются достаточно редкие оттенки: рубиновый, янтарный, нефритовый, топазовый. Все они служат для имитации драгоценных камней.

Помимо колера в основной состав могут добавляться люминесцентные добавки или пигментирующие порошки. Люминофор вызывает свечение полимера после воздействия на него солнечного цвета. Пигмент дает перламутровые оттенки, а диффузант – специальное вещество, превращающее прозрачную смолу в непрозрачный кристалл молочного цвета.

Можно подкрашивать смолу и подручными средствами (чернилами, красками), однако велика вероятность образования хлопьев в процессе застывания. Специальные краски и порошки необходимо вносить в основной состав строго по инструкции от производителя.

Напыление ровинга

Процесс отличается технологичностью и без специнструмента не может быть осуществлен. Суть метода заключается в том, что стеклянная нить (ровинг) измельчается, смешивается со смолой и наносится на поверхность. Пистолет-измельчитель готовит состав и под давлением подает его в виде мелкодисперсного вещества. Но после нанесения требуется укатка валиком, которая обеспечивает удаление пузырьков воздуха.

Простота технологии видна лишь теоретически. Только «на бумаге» суть метода разместился в паре строк. На самом деле, способ не стал массовым, причем дело не в наличии специального инструмента. Причина кроется в чрезмерно большом расходе эпоксидной смолы. Само же изделие становится массивным, а при отсутствии переплетения волокон показатель прочности слоя оставляет желать лучшего.

Отверждение

Чаще всего в магазинах можно встретить двухкомпонентные составы. Необходимо понимать, что смола продается для строительства и бытовых нужд. Те марки материала, которые входят в состав более сложных композитных материалов, поставляются сразу на комбинаты, хотя многие отечественные производители, помимо эпоксидной смолы в чистом виде, получают стеклопластик, углепластик и прочие материалы.

После смешивания с отвердителем эпоксидка застывает. Процесс отверждения может проходить двумя способами. При использовании кислых отвердителей (ангидрид малеиновый, ангидрид метилтетрагидрофталевый, ангидрид фталевый, ангидрид додеценилянтарный) необходимо повышать температуру смеси до 200°C градусов. Поэтому такой синтез полимеров называется горячим отверждением. Холодное отверждение происходит при смешивании основного состава с аминами (гексаметилендиамин, полиэтиленполиамин, метафенилендиамин). Оно может быть выполнено в домашних условиях, так как происходит при комнатной температуре или при температуре равной 70°C градусам.

В зависимости от типа отверждения и от отвердителя, получают смолы разной консистенции.

  • Малеиновый ангидрид дает материал в виде кристаллического белого порошка. Его используют при изготовлении пропиточных компаундов.
  • Фталевый ангидрид образует чешуйки белого, желтого или розового цвета.
  • При добавлении метилтетрагидрофталевого ангидрида получается белое кристаллическое вещество.
  • Соединение с аминами позволяет получить белые и прозрачные материалы, использующиеся в качестве заливочных компаундов.

Как правильно подготовить эпоксидную смолу для творчества

Вещества, которые необходимо смешать, условно называются «компонент А» (смола) и «компонент В» (отвердитель). Они имеют разный объём и массу – это необходимо учитывать, так как состав должен в итоге обрести необходимую вязкость, а потом и твёрдость.

Иллюстрация Описание
На весы устанавливают ёмкость для замешивания. Можно использовать обычный пластиковый стаканчик или стеклянную миску. Главное, чтобы материал посуды не вступал в химическую реакцию с используемыми веществами.
  •  При указании пропорции 1:3 сначала в ёмкость наливаем 9 г смолы.
  • Наливать вещества можно при помощи шприцов – так получится более точно соблюсти пропорцию.
  • Перед добавлением смолу можно слегка подогреть (до +50°C), чтобы она лучше размешивалась.
Вливают 3 г отвердителя.
Перемешивать компоненты необходимо в течение 5 минут тщательно, но не слишком быстро, чтобы не образовывалось много воздушных пузырьков.

При образовании в составе воздушных пузырьков их удаляют не позднее чем через час после смешивания, если раствор имеет комнатную температуру. Если же он нагрет до +50°C, то избавиться от пузырьков необходимо в течение 10 минут.

Пропорции и жизнеспособность состава

Последствием несоблюдения пропорций при замешивании может стать не только нарушение плотности эпоксидной смолы, но и её хрупкости, химической неустойчивости, высокого водопоглощения. Может быть нарушена теплостойкость материала, его поверхность может стать липкой, а отвердитель будет постепенно выпотевать из состава.

Дерево и эпоксидная смола

Какую эпоксидную смолу выбрать для заливки столешницы и других крупных изделий

Учитывая то, что, по состоянию на 2018 год, стоимость 1 кг эпоксидной заливки составляет 200–800 руб., можно с уверенностью утверждать, что, в сравнении с другими способами создания поверхности, устойчивой к истирающим и механическим нагрузкам, а также влаге, это вещество является довольно дешёвым. Древесина, залитая эпоксидкой, становится неуязвимой к влаге, ультрафиолету, органике и механическим воздействиям.

Для заливки столешниц используют следующие разновидности эпоксидных смол:

  1. QTP-1130.
  2. Арт-Эко.
  3. ЭД – 20.
  4. CHS Epoxy 520.
  5. CrystalGlass
  6. EpoxAcast 690.
  7. ПЭО-610КЭ.

При комбинировании с древесиной цветной смолы получается оригинальный визуальный эффект. Есть два варианта – заливка столешницы полностью и создание поверхности из деревянных слэбов (продольных широких деревянных спилов).Ниже показаны основные этапы одного из способов заливки столешницы 2,6×0,9 м.

Иллюстрация Описание
Перед тем как заливать столешницу, рекомендуется выполнить тестовую заливку.
Для получения прозрачного материала рекомендуется Этал-Optic. Сначала необходимо обеспечить ровную поверхность с бортами для заливки столешницы.
Чтобы раствор не прилипал к рабочей поверхности, её покрывают любым защитным материалом.
Для того чтобы защитить изделие от пыли, потребуется изготовить крышку.
Перед заливкой столешницы подготавливают слэбы – выравнивают и шлифуют. При необходимости покрыть морилкой и лаком.
Заливочный стол выставляют по уровню,чтобы слой смолы имел одинаковую толщину по всей площади изделия.
Необходимое количество обоих компонентов – смолы и отвердителя − отмеряют в двух разных ёмкостях и перед совмещением тщательно перемешивают.
Отвердитель неспеша вливают в смолу и смешивают при помощи специальной насадки на дрель.
Заливка первого слоя. Смолу необходимо равномерно распределить по всей площади.
Желательно контролировать толщину слоя. Он не должен превышать 15 мм.
Удаление пузырьков воздуха и пылинок обычной пластиковой вилкой. После этого изделие закрывают крышкой.
Время застывания 1,5–2суток.
Перед заливкой последующих слоёв застывшее изделие протирают ацетоном.
После того как последний слой застыл, изделие извлекают, отпиливают по размеру, шлифуют и покрывают несколькими слоями матового лака.

Ещё один мастер-класс показан в этом видео:

Watch this video on YouTube

Какие марки нужно выбирать

Еще раз напомним о том, что производители, как правило, не вводят специальной маркировки для ювелирных смол. В описании они, естественно, указывают применимость той или иной марки в творчестве. Производство эпоксидных смол подлежит стандартизации, поэтому определены наименования марок, по которым можно судить о технических характеристиках эпоксидки. Всего насчитывается более десятка видов смол, которые отличаются таким параметрами, как консистенция, вязкость, цвет, плотность. Из этих видов лишь определенная часть подходит для творчества.

Различают два сорта материала: первый и высший.

  1. Первый сорт годится для черновой заливки. Об более вязкий и имеет специфический желтоватый оттенок. При желании и правильное колеровке можно и его использовать для украшений. Время жизни смолы, то есть время протекания реакции с отвердителем, составляет 4 часа. Этого вполне достаточно, чтобы навести состав и залить его в нужную форму. Такой полимер преимущественно используется в промышленности, он востребован в авиастроении, машиностроении, строительстве, электротехнике. Также ЭД-20 первого сорта является составной частью герметиков и клеевых составов.
  2. Смола высшего сорта специально создавалась для использования в художественном ремесле. Она имеет высокую степень прозрачности, а ее вязкость оптимально подобрана для комфортной и приятной работы. Маркировка смолы при этом не изменилась, так покупатель должен внимательно читать этикетку и выбирать только высший сорт. Популярность модели привела к тому, что многие мировые бренды выпускают ее, только под своими логотипами. В качестве примера можно взять смолы Epoxy, Crystal Glass и Viva Dеcor. Задачей современных производителей является не только производство подходящего по вязкости материала. Ювелирная смола не должна образовывать пузырьков (по крайней мере, это явление должно быть минимизировано), быть безопасной и прозрачной.

Из отечественных производителей богатейшим опытом обладает СПбГТИ(ТУ) (Санкт-Петербург). Его собственной разработкой являются модификации смолы ПЭО. Всего насчитывается 7 марок прозрачной смолы для творчества:

  • ПЭО-10КЭ-20/0;
  • ПЭО-210КЭ-20/0;
  • ПЭО-510КЭ-20/0;
  • ПЭО-10К-20/0;
  • ПЭО-610КЭ-20/0;
  • ПЭО-310КЭ-20/0;
  • ПЭО-710КЭ-20/0.

Модификации перечислены в хронологическом порядке, согласно их выпуску. Одна марка сменяла другую, но до сих пор их можно встретить в продаже.

Изготовление эпоксидной смолы: дополнение к инструкции

Эпоксидная смола для заливки всегда идет в комплекте с отвердителем, так как без него основная жидкость не застынет. Всю информацию о том, как изготовить эпоксидку, можно прочитать в инструкции к применению. Отдельные важные моменты изготовитель все же не освещает, поэтому стоит сказать о них отдельно:


Для разных видов работ выбирается свой состав и температурный режим смолы.

  1. На качестве итогового продукта сказывается как недостаток, так и избыток отвердителя. При дефиците масса будет характеризоваться липкостью. Излишнее количество добавки ускорит процесс полимеризации, но приведет к растрескиванию материала.
  2. Размешивать компоненты необходимо предметом, не имеющим дополнительных элементов (лопастей, венчиков, изогнутостей и т. д.). Такие приспособления ускоряют протекание процесса отвердения.
  3. Токсичность эпоксидной смолы проявляется в жидком состоянии, но она незначительна, потому проветривания помещения вполне достаточно для создания безопасных условий.
  4. Нельзя допускать попадания сторонней жидкости как в отдельные компоненты, так и в готовый состав.
  5. Замешивать необходимо такое количество материала, которое можно успеть выработать до начала процесса отвердевания. Если все же эпоксидки приготовлено много, лучше разлить ее в небольших количествах в разные емкости – она дольше будет сохранять необходимую вязкость.

Обратите внимание! При подготовке смолы для разных видов работ необходимо соблюдать определенную технологию, включающую правильный выбор состава, температурный режим, алгоритм действий и временные рамки. Замешивать необходимо такое количество вещества, которое не успеет затвердеть до конца работы


Замешивать необходимо такое количество вещества, которое не успеет затвердеть до конца работы.

Продолжение статьи читайте на следующей странице. Для перехода к следующей части статьи используйте цифры постраничной навигации.

Страницы: 1

Достоинства и недостатки материала

Смола может быть как однокомпонентной, так и двухкомпонентной, но именно материал для заливочных работ продается в виде основного состава и отвердителя к нему. При соблюдении всех технологий получается изделие высокого качества, которое не дает усадки и выравнивается по горизонтальному уровню, образуя ровную и гладкую поверхность. Качество изделия, а также его внешний вид остается длительное время на высоком уроне. Эпоксидка не подвержена воздействию солнечных лучей, а также достаточно устойчива к появлению царапин и трещин. Необходимо помнить, что повышенная температура в процессе эксплуатации изделия приводит к выделению токсинов, а иногда и к плавлению компаунда.

Цена на эпоксидные смолы находится в среднем сегменте. Дешевым материал назвать нельзя, однако себестоимость заливки оказывается ниже, по сравнению с подготовкой, выравниванием и обработкой поверхностей альтернативными методами. В зависимости от производителя и качества смолы стоимость 1 кг компаунда варьируется от 300 до 1000 рублей. Дорогие модели отличаются высоким качеством, вследствие чего могут использоваться, как универсальные материалы.

Заливка древесины влечет за собой предварительную ее стабилизацию. Все поры между волокнами заполняются эпоксидной смолой. В результате такой стабилизации древесина надежно защищена от действия солнечных лучей, растворителей и продуктов органической химии. Декоративные свойства смолы позволяют создавать различные узоры и украшения. Ярким примером служит столешница из слэба с имитацией реки. Подкрашенная в синий цвет смола сохраняет свою прозрачность и имитирует водоем. Свойство эпоксидки смешиваться с красителями применяется в художественном творчестве.

К достоинствам изделий из эпоксидной смолы можно отнести отсутствие усадки. В отличие от полиэфирных смол, эпоксидная смола сохраняет изначально приобретенную форму, что существенно упрощает работу с материалом. Текучесть компаунда приводит к образованию ровной горизонтальной поверхности. В заливке пола это является отличным подспорьем, так как отсутствует необходимость дополнительного разравнивания поверхности

При заливке столешницы важно ровно по горизонту установить основу или подложку. Выше было уже сказано, что изделия из эпоксидки не нуждаются в подборе специальных средств ухода, так как не боятся воздействия абразивных чистящих средств. Следует помнить и о некоторых недостатках компаунда

Прежде всего, речь идет о жестких требованиях к приготовлению смолы. Несоблюдение пропорций компонентов чревато порчей материала

Следует помнить и о некоторых недостатках компаунда. Прежде всего, речь идет о жестких требованиях к приготовлению смолы. Несоблюдение пропорций компонентов чревато порчей материала.

В процессе отверждения эпоксидка боится резких перепадов температур. В процессе повышения или понижения температуры в толще слоя могут образовываться мутные хлопья или взвеси. С ними можно бороться, но для этого необходимо прогреть слои до температуры 50-60°C градусов. Данная рекомендация применима к изготовлению столешницы, но равномерно нагреть пол очень сложно. Чтобы избежать токсичных выделений, отвержденную смолу покрывают слоем лака. Современные материалы считаются экологичными, тем не менее, от лакового покрытия отказываться не стоит.

Состав и компоненты для смолы

Любая эпоксидка — двухкомпонентное средство, поскольку входит в рабочее состояние только после полимеризации (химической реакции с отвердителем). Как пользоваться смолой, всегда указывается в инструкции к конкретному средству. Можно менять пропорции отвердителя и основного материала для получения разного результата.

Для заливки ручки ножа, крышки для шкатулки, деталей лампы, часов и иных объемных изделий масса должна быть вязкой, потому отвердителя надо меньше. Для заливания бумаги и ткани, разделочной доски, фотографии, табличек с именами, отливки ступеней лестницы лучше сделать состав более жидким — потребуется больше отвердителя.

На состояние эпоксидки влияет не только количество отвердителя. При тщательном перемешивании всегда появляется большое количество пузырьков воздуха, которые портят конечный результат. Если от пузырей невозможно избавиться вручную, раствор придется нагреть.

Отвердители

Отвердитель — второй важный компонент двухкомпонентного материала. Только таким средством можно запустить процесс полимеризации

Важно применять строго отмеренную порцию отвердителя, иначе качество смолы снизится: пострадают влагостойкость, прочность, внешний вид

Для придания стабильной структуры эпоксидке применяются ангидриды карбоновых кислот, диамины, сами карбоновые кислоты. Кислотные отвердители требуют нагревать раствор до +100…+200 градусов, применять их в домашних условиях сложно. Аминные отвердители использовать проще: средства вызывают полимеризацию смолы при комнатной температуре. Специальное оборудование для использования аминов не требуется, как и особые навыки.

Самые популярные марки растворов: ПЭПА, ДЭТА, RC-19, Epilox H10-40.

Пластификаторы

Введение пластификатора помогает придать готовому изделию способность не покрываться трещинами при физическом воздействии. Пластификаторы обеспечивают эпоксидке достаточную эластичность и возможность выдержать удар, заламывание. При заливке крупного изделия (например, фигуры, памятника) добавление пластификаторов обязательно, иначе трещины появятся уже скоро.

Лучшие пластификаторы для эпоксидных смол:

  1. Дибутилфталат. Средство ДБФ нужно вводить в минимальных дозировках, так как материал трудно смешивается с основной массой. Лучше подвергать смолу нагреву, иначе пластификатор может отслоиться.
  2. ДЭГ-1. Не подходит для прозрачных смол и тех материалов, цвет которых менять нельзя. Недостаток связан с оранжевым оттенком пластификатора. У средства есть плюс — вещество легко смешивается с эпоксидкой без нагревания.

Наполнители

Все наполнители вводят в уже готовую смолу. Бывают техническими и декоративными.

Первые придают вязкость слишком жидкому составу, что требуется для строительных и ремонтных работ (например, Аэросил, Микросфера, тальк, древесный порошок).

Вторые окрашивают эпоксидку, обеспечивают новую фактуру (например, кварцевый песок, черный графит, разные пигменты, блески, минеральная крошка).

Декоративные наполнители широко применяются в творчестве, позволяют рисовать смолой по холсту или бумаге, делать красивые заливки для цветов, шишек, иного природного материала, создавать украшения.

Растворители

Случается, что в ходе мастер-класса эпоксидка капает на одежду или готовое изделие. Нужно поторопиться и убрать подтек, пока материал не засох. Для этой цели всегда должен быть под рукой растворитель — ацетон, толуол, бутилацетат. Ими же можно развести эпоксидку, если состав получился слишком вязким.

Вводить растворы надо осторожно, ведь даже минимальное их количество сильно разжижает смолу. Чем больше растворителя в массе, тем меньшей прочностью материал будет обладать после отверждения

Цвет продукта может поменяться, как и степень его прозрачности. К минусам добавления растворителя относятся более длительное застывание смолы и риск появления микротрещин на поверхности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector