Кокошник (головной убор)
Содержание:
- Устройство кокошника
- Откуда взялся кокошник
- Мистика и обряды, связанные с ним
- Методы изготовления
- Конные воины
- Рогатая и копытообразная кики
- Снегурочка из ваты
- Сарматские курганы и золото
- Сборник (самшура, моршень)
- Что это за головной убор?
- О кокошнике подробно
- Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы…
- Символ = бизнес
- Что такое кокошник
- Как связать крючком кокошник для девочки
- Декорирование кокошника
- Традиции ношения кокошника: запреты и ренессанс
Устройство кокошника
Кокошник – это традиционный элемент русского народного костюма. Представлял он собой по сути шапочку, к которой прикреплялся гребень (обычно из бересты), который обтягивали дорогой тканью и старательно вручную расшивали драгоценными камнями, жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Менее богатые дамы использовали бисер, фольгу, стекло, парчу, бархат и другие «красивости».
Кокошник состоял из нескольких основных элементов:
Шапочка или волосник – лента или специальная шапочка, на которую пришивался сам «веер». Шапочки часто тоже богато украшались и декорировались. Замужние дамы носили только полностью закрытый кокошник, который полностью прятал волосы (потому что непокрытые волосы замужней дамы сулили дому несчастья и беды), а у незамужних девиц мог открывать косу.
Очелье – собственно, сам кокошник-гребень. Его делали из бересты или металлической ленты, обтягивали дорогой тканью и расшивали.
Ленты – с их помощью кокошник крепился на голове.
Кроме того, существовали очень богатые украшения для кокошника. Например, затылок могли покрывать позатыльником – специальным бархатным платком, расшитым узорами. Сам кокошник же нередко накрывали платком – с его макушки спускали драгоценную вуаль или фату, которая достигала плеч и часто закрывала даже грудь.
Для особо торжественных случаев кокошник мог дополнительно украшаться специальной поднизью – это особая сетка, расшитая жемчугом и частично закрывающая лоб. Она придавала более богатый и роскошный вид и часто служила элементом свадебного наряда.
Форма же гребня, как было уже сказано, менялась в зависимости от местоположения женщины. В разных губерниях существовали свои формы «веера», которые были продиктованы традициями.
Интересно! Изготавливали кокошники только специальные мастерицы-кокошницы, которые жили и трудились в селах, в городах, часто – в монастырях и храмах.
Откуда взялся кокошник
Модные течения существовали во все времена. Русская корона, возникновение которой принято относить к 16-17 веку, появилась не сама по себе. В Европе в это время носили конусообразный и рогатый атур (колпак), шляпы с полями, потом береты, в Византии — чепцы, капюшоны, высокие короны. Развитие торговых отношений между государствами, способствовало распространению модных веяний на Руси.
По версии историков, дочери русских князей, смотря на одежду византиек, начинали подражать заграничным дамам. Так появился русский кокошник — это старинная, разукрашенная женская шапка в виде гребешка. Значение слова кокошник — «петушок», «наседка». В толковом словаре Даля отмечены еще 2 названия историзма — «кокуй«, «кокошка» с определением — «народный головной убор русских женщин».
Известно ли вам, что замужние дамы покрывали голову не только для красоты или от плохой погоды, но и по духовным соображениям? Платок олицетворял христианские ценности — смирение, благородство, чистоту.
До кокошника носили:
- убрус с деревянным обручем и подвесками (платок поверх мягкой шапочки);
- повой (тканное полотно, обмотанное вокруг головы);
- сборник (расшитая драгоценностями шапочка, с присборенной частью)
кичку (корона с рогами); - сороку (похожа на хвост павлина, обильно украшалась бисером, цветами, лентами и т.д.).
В каждой губернии были свои кокошники. В Костромской — высокие, во Владимирской — полукруглые, в Псковской — со вставками из жемчуга. Имели место и двухгребенчатые, цилиндрические короны.
Мистика и обряды, связанные с ним
Считалось, что непокрытые, они навлекают несчастье не только на их обладательницу, но на семью и весь род
С жены, изменившей мужу, перво-наперво срывали повойник, чтобы волосы были видны всем. Таким образом грех выставлялся на всеобщее осуждение. Блудницы, русалки ходили с распущенными волосами. Отсюда происхождение слов «распущенность» и «опростоволоситься».
Девушки надевали кокошник, оставляя открытыми волосы на макушке и косу. Густая и длинная, она считалась символом девичьей красоты и служила для привлечения внимания потенциальных женихов. Замужняя женщина имела право на ношение кокошника только с покрывающим слоем, под которым прятали волосы полностью.
После венчания, когда статус девушки менялся, проводился обряд, на котором женщина прощалась со своей девичьей красой. Под печальные песни косу невесты расплетали и заплетали из одной две. Свекровь надевала на невестку кокошник с тонким покрывалом, иногда кисею заменяли платком, завязывая его по-бабьи, снизу подбородка.
Этот головной убор был праздничным, в повседневности его не носили. В ходу были повойники, которые заменялись невысокими венцами. Невеста должна была выходить замуж в жемчужном кокошнике. Дешёвые его варианты покрывали позором семью. Если купить дорогой головной убор родители не имели возможности из-за бедности, то брали на время в соседских семьях.
Носили его по праздникам до рождения первого ребёнка, затем кокошник возвращали хозяевам. В наиболее крупных и прогрессивных регионах обязательное ношение кокошника после свадьбы определялось трёхдневным сроком. Собственные жемчужные уборы очень бережно хранили и передавали старшей невестке, а за неимением таковой – старшей дочери как весомую часть приданого.
Методы изготовления
Одной из форм кокошника может быть широкая повязка на голове, которая обшита кружевом или рюшей. Другой формой может быть форма тиары — корона. Для работы нужны:
- Плотный картон.
- Мягкий ленточный метр.
- Простой карандаш.
- Бумага калька.
- Ткань: атлас, шёлк, органза и так далее.
- Стеклярус, пайетки, стразы, искусственные камни.
Принцип работы по изготовлению тиары:
- Измеряют голову с помощью метра, от точек на макушке до крайних точек сбоку и под ухом.
- Кальку складывают пополам и по месту сгиба по полученным точкам рисуют прямоугольник. Верхнюю сторону прямоугольника закругляют и делают полукруглую форму.
- Вырезают полученную выкройку, разворачивают сложенную пополам кальку. Заготовка должна сидеть плотно на голове. По необходимости её подгоняют по форме головы. Форма и высота короны зависит от вкуса женщины.
- Полученную фигуру на кальке прикладывают к картону и вырезают такую же на картоне. Получают основу.
- Основу из картона обтягивают либо новой, либо старой тканью от платьев, кофточек, юбок.
- Украшают стеклярусом, пайетками, стразами, искусственными камнями. Для их закрепления используют клеевой пистолет.
- Методом бисероплетения плетут бисерную сетку и пришивают её внизу к тиаре.
Украшение из пластиковых подставок
Вначале делают трафарет кокошника из бумаги своими руками. Для облегчения работы можно на принтере распечатать шаблон кокошника из бумаги в натуральную величину.
Конные воины
Сарматы считаются новаторами в технике конного боя. Это обеспечили им два вида оружия – длинное тяжелое копье и длинный меч. До сарматов, конница степных кочевников в основном была легковооруженной – большие массы конных лучников обеспечивали превосходство над всеми армиями оседлых государств. Тяжеловооруженная конница, с короткими мечами – акинаками и щитами, была немногочисленна и в битвах ей отводилась роль последнего резерва.
Сарматы первыми среди кочевников начинают применять длинные, до 130 см, мечи. Позднее к мечу добавилось тяжелое копье – contus sarmaticus. Его длина составляла 3 и более метров и держать его приходилось уже двумя руками. Для щита при таком вооружении не оставалось рук, и единственной защитой сарматского всадника оставался чешуйчатый панцирь.
Пробивная мощь всадника с таким копьем была чрезвычайно велика. При первом ударе конник мог «нанизать» на копье несколько человек, после чего отбрасывал его и брался за меч. Вероятнее всего, сарматы заимствовали этот тип кавалерии у парфян, а позднее такие всадники стали элитой византийской армии – катафрактариями.
Рогатая и копытообразная кики
Само слово «кика» на старославянском значит «волосы», а головной убор такой формы носился ещё в дохристианской, языческой Руси, когда символом плодородия считались рога. Поэтому рогатую кику могла носить только «мужатая баба», родившая хотя бы одного ребёнка. Такой убор мог быть довольно массивным и высоким — до 20–30 см в высоту, и чтобы его достойно держать на голове, женщина держала ровной шею и чуть задирала подбородок. Отсюда и пошло слово «кичиться». Кстати, в церковь как раз-таки из-за проязыческих корней ходить в кике запрещалось.
У традиционной рогатой кики со временем появились и аналоги — в виде подковы, лопатки и валика. Надевался такой кокошник следующим образом: поверх основной шапочки-волосника закреплялось твердое очелье (то, что закрывало лоб), а затем обтягивалось красивой расшитой материей, а также шнуром и лентами вокруг самой головы. Подкова защищала женщину от дурного глаза и чаще всего её носили по праздникам. Кики в виде подков и копытца можно было встретить в воронежских деревнях вплоть до середины XX века.
Снегурочка из ваты
Мастерицам и мастерам, которые желают знать, как сделать снегурочку из ваты своими руками, пригодится схема, показанная на фотографии.
Для этого нам понадобится:
- вата;
- проволока;
- краски;
- картофельный клейстер, который остался после накрахмаливания вязанного кокошника.
Порядок выполнения работы
- Сделайте скелет куклы из проволоки. Свяжите ниткой место пересечения (на шее).
- Отделяйте небольшие полоски ваты от общего куска, смачивайте их в клейстере и наматывайте на скелет.
- Определите, какой длины у куклы будет шубка, где начнутся сапожки.
- Не забудьте из отдельного куска ваты «сшить» опушку и воротник.
- Возьмите три отрезка проволоки, обмотайте их ватой и своими руками сплетите косу. Приклейте ее к голове и спине куклы.
- Теперь можно «сшить» шапочку из ваты.
- Возьмите обычные акварельные краски, гуашь или анилиновые красители и разукрасьте снегурочку. Шубку и шапку куклы можно сделать синей, сапожки красными, косу желтой.
- Не забудьте нарисовать фломастерами снегурочке из ваты глазки, губы и румянец на щеках. Варежки и сапожки тоже можно украсить звездочками.
ПОСМОТРИТЕ: Как сделать слона
Сарматские курганы и золото
На юге России – в Прикубанье, на Северном Кавказе и на Украине сарматы оставили много следов. Прежде всего, это курганы, высотой до 5 метров. Под курганами располагались погребения, часто очень богатые. Золотые шейные гривны, фибулы-брошки, браслеты, бронзовые зеркала сопровождали умерших. Также в курганах можно было найти оружие и украшения для лошадей, но сами лошадиные кости в них скорее исключение, чем правило.
Украшения были богато орнаментированы, изготовлявшие их мастера владели техникой скани и зерни, умели работать с золотой проволокой. Фигуры зверей – хищников, драконов, копытных, обычно изображались в динамичных, изгибающихся позах. Где жили эти ремесленники не совсем ясно. Изготовить такие украшения римскому или греческому мастеру было сложно. Возможно, эти мастера жили в еще не открытых археологами меото-сарматских городищах.
Сарматские памятники археологии исчезают в III – IV веках нашей эры, что связывается учеными со вторжением в северное Причерноморье готов и основании их легендарным вождем Германарихом готской державы. Сарматы же, вероятно, под именами более мелких племен – тех же аланов, продвигаются под натиском с востока и севера на юг, на Балканы. Оттуда аланы, двинутся в Испанию, где образуют свое небольшое королевство, подчиненное вестготами несколько веков спустя.
Сборник (самшура, моршень)
Главное отличие в этом наряде – «сморщенная» или присобранная часть, которая и дала ему название. Сборник похож и на кику, и на кокошник одновременно. Пришел он из северных губерний, но распространен в XIX веке был в Центральной России и в Сибири. Расшивалась такая шапочка очень богато – золотом, камнями, жемчугом. Более простые варианты могли быть и повседневными.
В древне-русском языке слово «кокошь» означало курицу. Поэтому название самого известного русского головного убора навеяно, вероятно, формой куриного хвостика. Хотя, как раз форма кокошника могла очень сильно варьироваться – от высокого и вытянутого Костромской губернии до широкого полукруглого Владимирской. Существовали также и кокошники в виде цилиндрической шапки или двухребенчатые, их носили с платками.
Существовала очень оригинальная разновидность кокошника с жемчужными шишечками. Она была распространена в Псковской губернии. Эти своеобразные украшения символизировали плодородие. Была даже поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». В изготовлении таких нарядов прославились мастерицы Торопецкого уезда, поэтому такие шишаки даже называли торопецкими кокошниками.
Кокошник стал своеобразным символом России. Петр I, пытавшийся перестроить традиционный российский уклад на новый лад, даже издал специальный указ, запрещавший носить боярышням этот вид одежды. Реабилитировала его только Екатерина II, воскресившая моду a la russe. Но долгое время он был скорее принадлежностью маскарадных костюмов. На волне патриотизма в войну 1812 года кокошник возвращается в гардероб великосветских дам, а в 1834 году по указу Николая I даже становится частью придворного платья.
Известный историк моды Александр Васильев считает, что после революции, мода, распространенная русскими эмигрантами, познакомила мир с этим элементом нашей национальной одежды: «в 1919-29 годах (кокошник) входил в арсенал модниц всего мира». С тех пор этот женский головной убор частенько становится элементом нарядов на модных показах. Можно говорить о том, что он оказал влияние на мировую моду.
Грандиозный бал-маскарад в доме Романовых в русском стиле 1903 года оставил след в нашей культурной традиции и память, которая прошла через столетие. Смотрите раритетные цветные снимки с этого уникального праздника .
Читайте далее:
Кокошник для куклы своими руками: как сделать кокошник для снегурочки, идеи и выкройки
Кокошник крючком: схема, описание вязания кокошника для девочки крючком
Что такое кокошник? значение головного убора в старину и в современности. подробно о деталях и мистических особенностях.
Кокошник снегурочки своими руками: идеи и пошаговая инструкция
Происхождение и функции чувашского народного костюма, описание
Что за модель бюстгальтера — планж? какие функции выполняет? кому можно носить, кому — нельзя? особенности и виды.
Как называется китайская шляпа: правильное название, перевод, описание
Как называется шапка у евреев на голове: происхождение, виды, как носили раньше и носят в наше время
Как называется кепка без верха: определение, особенности, назначение
Как называется шляпа выпускника университета и не только? разновидности и значения шапочек. интересные факты и традиции.
Вьетнамская шляпа: как называется, история возникновения, как носят в наше время
Как называется кепка с прямым козырьком: точное название и варианты
Как называется шарф-шапка: возможные варианты фасонов и их названий
Для чего нужны неопреновые носки: особенности, преимущества и функции неопреновых носков
Юбка из шотландии как называется, кто носил и современные тенденции
Что это за головной убор?
главной отличительной чертой его является наличие оригинального элемента – гребня, вокруг которого и строится вся композиция.
Кокошник представлял собой лёгкую конструкцию в виде веера или опахала, волосник или шапочка пришивались к нему, затейливо украшенные. Плотный охват головы гарантировал надёжную посадку и скрывание заплетённых или уложенных волос.
В каждом регионе кокошник имел свою форму. Одни губернии славились однорогими кокошниками, другие носили двурогие. Деревни, расположенные на незначительном расстоянии друг от друга, могли носить шапочки или полумесяцы.
Историческая справка
Историки допускают версию создания подобного сложной конструкции как заимствование от византийских матрон, которые украшали себя диадемами, крепившимися к волосам с помощью ленточек
Пётр 1 запретил для знати ношение русских платьев, но крестьянство поддерживало многовековые традиции и продолжало носить сарафаны и кокошники. Их реабилитация произошла при Екатерине Великой, которая ввела в моду многое из русской жизни, в том числе и головные уборы. Отечественная война 1812 года моду закрепила, да так, что кроме кокошников с фатой знатные женщины стали носить платья, напоминавшие русские сарафаны высоким кроем стиля ампир.
Посетители картинных галерей, к примеру, Русского музея в Санкт-Петербурге, могут воочию убедиться в популярности русского костюма среди российской аристократии. Практически все женские портреты XVIII—XIX веков демонстрируют красавиц в нарядных светских туалетах с кокошником и фатой на голове.
Женщины из царских фамилий тоже одевались согласно моде тех лет. Их головные уборы украшались не только жемчугами, но и драгоценностями значительной величины, а фата выполнялась из тончайших, эфирных тканей и спускалась зачастую до самого пола.
Открывшие дома мод в начале прошлого века русские эмигранты в Париже стали вводить в быт европейцев славянские традиции. Например, в это время их стараниями стал популярен свадебный венец, созданный по российским мотивам в форме кокошника-полумесяца.
Очень многие невесты вышли замуж в тиарах, по сути являвшимися русским головным убором. А голливудские актрисы в 20–30-х годах прошлого века обожали показываться в обществе в богато украшенных кокошниках. И даже королева Англии Мария, которая доводится Елизавете Второй бабушкой, шла к венцу с тиарой (полумесяцем) на голове.
О кокошнике подробно
В разных губерниях России носили разные по форме, конструкции, деталям, украшениям кокошники. Обычно это связывалось с региональными обычаями выкладывания волос, которые собирались косами либо жгутом. Их закручивали вокруг головы, выкладывали надо лбом, разделяли надвое и прятали в области висков, маскировали их на затылке.
Виды кокошников
Использование разных головных уборов, объединённых общими признаками, объясняется проживанием женщин на разных территориях. В зависимости от этого можно подразделить их на следующие группы:
- рогатый (однорогий или двурогий) кокошник;
- седлообразный — представляющий собой особый головной убор, где передний элемент высоким округлым верхом, как седлом приподнимается над задней частью. Он всегда сопровождался налобником в виде расшитой ленты или узенькой тканевой полоски с вышитым орнаментом;
- круглая форма плоскодонной шапки — всегда очень богато украшена, эту разновидность нельзя было встретить без вышивки золотыми или серебряными нитями, бисера, перламутра или жемчугов. Сверху накидывался сложенный углом платок, края которого фиксировались под подбородком;
- кокошники, имеющие плоский овальный верх, выступы возле лба и лопасти в зоне ушей — эти головные уборы венчал белый платок, на котором золотом были вышиты орнаменты.
Однорогие кокошники имели деление на три вида:
- как равнобедренный треугольник;
- как конус с удлинённой передней частью;
- как высокая шапочка с плоскоокруглым верхом.
Из чего их делали?
Основой для них служила береста, позже их делали из плотного картона. Обшивали богатыми тканями, использовали бархат, парчу, кумач. Покрывалом для волос служили тонкие, лёгкие материалы. Украшения не мыслили без вышивки, позумента, бисера, жемчуга, бус, в моделях для богатых жён и дев присутствовали драгоценные каменья.
Детали и их значение
Кокошник дополнялся и украшался разными видами лопастей, обнизей, позатыльников и другими деталями, которые в разных регионах могли значительно отличаться друг от друга:
- Обнизи (поднизи) скрывали лоб до надбровных дуг или чуть ниже их в виде сеточки из жемчуга или бисера.
- Позатыльник прятал уложенные на затылке волосы. Шили его холщовым, но с бархатной настрочкой, сзади него фиксировали тесёмками.
- Сбоку кокошник часто украшался ряснами – длинными нитями из жемчуга или бисера.
- Лопасти закрывали уложенные волосы в области ушей.
Что означает вышивка?
Необычные узоры с чередующимися элементами размещались на самых видных частях кокошника. Воплощение символов и обрядов в древних народных орнаментах нашло своё отражение в вышивке на гребне и очелье головного убора.
Солнце как символ источника жизни в древних верованиях обладало величайшей силой, которая очищала и защищала человека. Этим символом украшаются подавляющее большинство вышивок, расположившихся на нарядах и предметах быта россиян. Земле предавались человеческие черты. Она представлялась русичам женщиной, которая высоко подняла руки с птицами.
Ещё одним из популярных символов, присутствующих на вышивке, являлась птица. Русский человек всегда считал, что птица может принести ему только одно добро. Конь выступал как символ хранителя домашнего очага и воспринимался самым сильным домашним животным. Дерево, древо жизни — самый древний символ, который воплощает понятия предков об устройстве мира (Вселенной). Их наивные представления о райских садах в небе и о произрастании там чудо-дерева, которое приносит волшебные плоды, нашли отражение в орнаментах вышивки кокошников.
Дополнения к наряду с кокошником
Верх его часто покрывался убрусом или фатой (дымкой, вуалью). Платок носили, сложив его треульником. Способ соединения концов платка — закалывание в области шеи. Прекрасное тонкое покрывало-фату тоже носили заколотым впереди или же позволяли ему свободно спускаться и закрывать плечи, спину, грудь.
Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы…
На исторической арене сарматы появляются в III веке до нашей эры, когда они напали и вытеснили из причерноморских степей скифов. До этого времени мы находим только отрывочные упоминания о сарматах на восточной границе Скифии, однако археологические свидетельства подтверждают их движение с южного Урала. В северном Причерноморье сарматы на протяжении четырех столетий – до II века нашей эры, занимали главенствующее положение, вытеснив оттуда других кочевников.
Сарматы, вероятно, не были никогда одним народом и представляли из себя группу разноэтничных, в первую очередь ираноязычных племен. Сарматы, аланы, роксоланы, аорсы – такие названия даются римскими писателями разным кочевникам, живущим севернее Черного моря, время от времени тревожащим балканские владения римлян. К сожалению, римляне и греки, из произведений которых мы черпаем почти все известные данные о сарматах, не описывали их подробно. Более многочисленны археологические свидетельства, но и они не могут ответить на все вопросы.
Символ = бизнес
Иностранцы видят в кокошнике исключительно российский атрибут и везут его в подарок женщинам и детям. Такого ажиотажа продавцы не ожидали – товар закончился столь быстро, что многие даже не успели ахнуть. И если для болельщика кокошник – своеобразный символ поддержки сборной, то для малого предпринимательства он – лишняя возможность подзаработать.
Делают кокошники во Всеволожске, Кирове и Ярославле. У каждого города своя специализация. Ярославль штампует продукцию более низкой ценовой категории, которая хорошо расходится для детских утренников. Всеволожск же рассчитывает вернуть кокошник в массовый обиход. Поэтому цены, а соответственно и качество, здесь несколько выше.
Кокошники. Киров, 2018
Чемпионат еще в самом разгаре, а мастерские продолжают принимать заказы. Однако этим вряд ли ограничится. Ведь история с кокошниками набирает обороты. Сувенирный кокошник даже готов затмить самый известный российский сувенир – матрешку.
Что такое кокошник
Кокошник – это старинный головной убор традиционного русского костюма в виде высокого полумесяца, однорого или двурогого конуса. Без него невозможно было бы даже вообразить национальный комплект одежды. Его особенностью являлся гребень, форма которого варьировалась в зависимости от местонахождения. К тому же, если продолжать говорить о самобытности головного убора, то в отличие от других «собратьев» того же периода, со временем кокошник могла позволить себе любая женщина независимо от семейного и финансового положения.
Кокошники всегда были очень разнообразны по своей конструкции и способу украшения. За основу обычно брался твердый материал, а сверху они покрывались бисером, жемчугом, парчой, позументом, а для богатых женщины в ход шли драгоценные камни. Главное, что их объединяло это то, что на голове они сидели плотно и волосы, которые заплетались в пучок, две косы или венок полностью закрывались. Тем самым, дамы на Руси ходили, как им положено – с покрытой головой.
Как и многие внешние атрибуты, кокошник создавали, как в качестве праздничного украшения, особенно на свадьбы, так и для повседневной жизни, только в более упрощенном варианте. Для свадебных церемоний, к примеру, на кокошнике вышивали орнаменты, которые помогали сохранить отношения между мужей и женой. Поэтому, для многих женщин, головной убор являлся не только красивой частью внешнего облика, но и настоящим оберегом.
Кокошник «С шишками», Псковкая обл, г. Торопец, XIXв.
В качестве производителей выступали профессиональные мастерицы. Продавались эти головные уборы практически везде, начиная от деревенских лавочек, заканчивая тем, что дамы просили сделать персональный заказ.
Богато украшенный кокошник.
В 19 веке кокошник был распространен в купеческой, а также крестьянской среде, а в допетровской Руси еще и в среде бояр. Ношение кокошников во времена европейских реформ Петра I было упразднено и сохранилось лишь в деревнях. Последний раз, когда на государственном уровне можно было увидеть данный головной убор, датируется 1903 годом. Позднее, после революции о национальном костюме, а также об их составляющих было принято забыть.
Как связать крючком кокошник для девочки
Для ребёнка лучше связать лёгкий аксессуар, в котором малышка не устанет. Поэтому стоит выбирать тонкие нити. А вот с украшениями нужно быть очень осторожными. Даже хорошо накрахмаленное изделие может не выдержать, если полотно перегрузить украшениями.
Для работы потребуется:
- пряжа ирис 2 мотка белого цвета;
- бусины 7 мм для украшения;
- крючок 0,85.
Выполнение работы
Начало работы
При помощи крючка и ниток выполнить первоначальный набор воздушных петель. Для модели потребуется 68 петель. Вяжется изделие не по кругу, а прямыми и обратными рядами. Стоит быть очень внимательными при подсчёте петель. По центру для большего подъема требуется прибавление воздушных петель. Всего в кокошнике необходимо провязать 11 рядов.
Придание формы
Начиная с 8 ряда, следует перенести много петель и немного запустить концы кокошника, чтобы изделие получилось дугообразным.
В схеме для большего подъема использованы, кроме столбиков с одним накидом, ещё и столбики с двумя накидами. Для них потребуется аналогичная техника исполнения, но вместо одного оборота рабочей петли нужно сделать два.
Самая выдающаяся деталь выполнена большим количеством воздушных петель. Но стоит быть внимательными, поскольку в ряду использованы и столбики без накида, чтобы соединять воздушные петли первого элемента со вторым.
Завязка и украшение
Для завязки использовать атласную ленту. Нужно просто пришить её к краям полученного вязаного шедевра. Украсить готовый вариант бусинами. Просто пришить несколько крупных по углам ракушек, не перегружая изделие излишне. Лучше использовать для каждой ракушки по одной бусинке в самом верхнем углу. Так и узор останется виден, и изделие получится не таким тяжёлым.
Важно! Изначально полученный аксессуар не будет стоять ровно, так как он из очень тонкой нити. Его необходимо накрахмалить
Накрахмаливание кокошника
Для того чтобы кокошник был идеально ровный и стоял, а не сползал, как мягкая салфетка, его требуется подготовить. Для подготовки необходимо накрахмаливание. Сделать это можно несколькими способами. Речь не только о концентрации крахмала для раствора. Можно накрахмалить и при помощи клея, как бы парадоксально это ни звучало. Только вязаный детский кокошник лучше обрабатывать крахмалом.
Подготовка раствора
Для работы понадобится:
- крахмал — 2 столовые ложки;
- вода — 1 литр.
Развести в стакане холодной воды весь крахмал и хорошо перемешать. Нагреть на плите 1 литр воды и постепенно ввести в него крахмал. Снять с огня и дать слегка остыть.
Положить вещь в раствор на 20-30 минут. Затем растянуть на ровной поверхности, дать хорошо высохнуть изделию.
Важно! Не стоить отжимать изделие после того, как его вынули из раствора. Это может испортить волокна и растянуть в ненужных местах петли
Такую процедуру далее необходимо будет проводить с кокошником после каждой стирки.
Декорирование кокошника
Простой способ
Если мы придерживались облегчённого метода изготовления, то достаточно будет обработать края тесьмой.
Пришить или приклеить по самому изделию в форме любых фигур или отдельных элементов бисер, цветные стёкла, искусственный жемчуг или стразы.
Сложный вариант
При усложнённом изготовлении понадобится выдержка и терпение. Основную часть готового изделия можно украсить, как и в первом способе.
Но при проволочной каркасной основе изделие, как вы помните, не имеет надлобной части. Мы нужно создать при помощи нитей бус или искусственного жемчуга. Можно их нанизывать на уплотнённые шёлковые нити, нижний конец которых закрепить крупной бусиной в виде капли. А верхний конец прикрепить к изделию. Располагать их нужно горизонтально, перпендикулярно по всей площади лобной части.
Но такой способ доставляет неудобства, бусы будут смещаться, и касаться волос.
В оригинале же эти нити сплетаются между собой сеткой в форме ромбов небольшого размера. Это несколько сложнее, но результатом становится практичность и эстетический вид.
Кокошник готов. Теперь мы можем его использовать по назначению и выглядеть на любом костюмированном празднике великолепно!
Традиции ношения кокошника: запреты и ренессанс
Традиционно кокошник был праздничным головным убором, разрешенным для ношения как замужним дамам (им отдавалось преимущество), так и незамужним девицам.
Этот головной убор был настолько распространен, что его носили и крестьянки, и боярышни. Отличался он лишь конструкцией и используемыми материалами – например, если простолюдинка расшивала кокошник бисером, аристократка могла позволить себе украсить его самоцветами и речным жемчугом.
Интересно! Кокошник не сразу становился праздничным головным убором. После венчания юная супруга традиционно надевала и носила его на улице каждый день (не на работу, разумеется) до тех пор, пока у пары не рождался первенец. Причем кокошник должен был быть непременно жемчужным.
Однако долгое время кокошник был «опальным»: с приходом к власти Петра I стало ясно, что ему больше нет места в государстве, которое следовало традициям Европы. Этот головной убор было строго запрещено носить знатным дамам, его могли позволить себе надеть лишь крестьянки, купчихи, мещанки и жены священнослужителей. Так кокошник попал в опалу, где и оставался до самого возведения на престол императрицы Екатерины II, которая очень интересовалась традициями русского народа. Она и вернула в моду кокошник, вывела его из забытья. Сперва она использовала в качестве маскарадного костюма, чтобы подчеркнуть свою связь с новой культурой. Но затем кокошник настолько вошел в моду, что его снова стали носить придворные дамы, и он прошел несколько новых ступеней развития:
Николай I ввел кокошник в качестве обязательного элемента придворного платья фрейлин. До самой революции 1917 года этот головной убор оставался обязательным при посещении официальных мероприятий при дворе. Кроме того, регламентировался и цвет верхнего платья придворных дам.
В середине 19 века стало модно заказывать драгоценные тиары, напоминающие кокошник. Эта традиция сохраняется и сейчас: многие тиары ювелиры создают, вдохновляясь традициями русского головного убора.
Одним из последних задокументированных фактор ношения русского кокошника стала свадьба императора Николая II. Александра Федоровна выходила замуж в тиаре, созданной по его образу и подобию.
Кстати, в 1903 году состоялся знаменитый Костюмированный бал, который прошел в Зимнем Дворце. Абсолютно все дамы избрали в качестве головного убора кокошник – это был самый яркий символ, всплеск моды на этот удивительный аксессуар, который, впрочем, и сегодня не собирается сдавать свои позиции.
Интересно! Кокошник был популярен до самой середины 20 века. Сохранились многие фотографии, где великие княжны Романовы, дочери Николая II, украшают голову простым кокошником без излишних убранств. Лишь после революции традиционный головной убор стал постепенно выходить из моды, но не вышел из нее до сих пор.