Единство и отличия жостовской и тагильской росписи по металлу. народные промыслы, способные стать изюминкой современного интерьера

Полезные советы для начинающих

Для разрисовки подойдет дерево твердых сортов (дуб, тополь, бук, орех, береза) или липа. Древесина этих деревьев не будет коробиться и растрескиваться.

Прежде чем разрисовать доску, ее нужно хорошо просушить при комнатной температуре. Принудительная сушка приведет к растрескиванию древесины. Перед работой нужно внимательно осмотреть доску. На ней не должно быть трещин, червоточин, гнили. Идеальная толщина доски — 1,5-2,5 сантиметра. Слишком тонкая дощечка подвержена деформации, к тому же на ней может растрескаться краска.

Расшифровка значков на одежде Тест на чистоту в вашем доме Калькулятор веса белья для стирки Задать вопрос эксперту

Поделиться ссылкой:

Особенности

Стенная роспись варьируется в широком спектре художественных стилей – от примитивно-анимационного граффити до настоящих произведений искусства. Любая роспись стен органично вписывается в общее пространство с мебелью, текстилем, декоративными деталями, если оно не захламлено и не загромождено излишними элементами и предметами обихода.

Приятные особенности этого техники облагораживания квартир, помещений в частном доме, камерных кабинетов и громадных залов в общественных зданиях многочисленны и не нуждаются в особой рекламе.

Многие дизайнеры уверены, что живопись на стенах – органичная часть человеческой природы, своего рода генная память, которая ведет свою историю от наскальных рисунков, времен, когда домом людям служила пещера.

Жажда творчества и стремление к прекрасному – вот два импульса, побуждающие человека к созданию креативного, оригинального или самобытного оформления жилого пространства, и интерьерная живопись – отличный способ, со множеством весомых преимуществ:

  • создать декоративное панно можно, воспользовавшись услугами художника или дизайнера;
  • утолить свое стремление к созданию прекрасного получится даже при наличии минимальных способностей;
  • для вариабельных стилей интерьера можно использовать разные техники, органично вплетающиеся или, наоборот, контрастно противоречащие;
  • это прекрасный способ привнесения индивидуальности и неповторимости даже в обстановку малометражной квартиры, не говоря уже о просторных гостиных загородного дома, гостевых спальнях, уголках отдыха;
  • нет никаких ограничений в выборе места размещения (если свободное пространство позволяет, то лучше выбирать зоны вне досягаемости прямых солнечных лучей, но и не в темном уголке);
  • применяемые техники дают возможность сделать изображение плоским или выпуклым, ярким или черно-белым, расширяющим пространство или зрительно уменьшающим пустое слепое пятно в интерьере.

Есть некоторые нюансы, предписывающие выбор разных по исполнению и по художественным средствам техник. В интерьере многое зависит от стилевых предпочтений, материала стен (хотя в современных условиях под живопись можно сделать отдельное покрытие), степени освещенности помещения и его конфигурации.

Все это требует строгой продуманности, планирования размещаемых предметов обстановки, основного целевого предназначения помещения.

На какой мебели лучше применять

Ограничений в выборе предметов, разумеется, нет. Главным фактором, определяющим пригодность, является материал. Для осуществления задуманного лучше подходит старая мебель, изготовленная из дерева. Именно в этом заключается ее ценность относительно современных изделий, изготовленных из ДСП и ДВП. «Мебель из опилок» однозначно не подойдет.

С деревянной поверхностью легче работать. Старую краску или лак можно легко удалить, различные дефекты (сколы, трещины) могут быть устранены или оставлены для придания эффекта «состаривания». Кроме того, большинство способов нанесения рисунков рассчитаны именно на дерево. Любой узор или орнамент хорошо выглядит под лаком на древесной текстуре. Подойдет мебель, покрытая натуральным шпоном. Пример тому — старый шкаф или комод, сделанный из многослойной шпонированной фанеры. После удаления старого лака или краски поверхность грунтуют, красят в необходимый цвет и наносят рисунок.

Но и мебель из современных материалов не стоит вычеркивать из списка. Фасады из МДФ, покрытые акрилом, после определенной подготовки можно расписать в любом стиле. Акриловое покрытие представляет собой слой краски, отполированный после высыхания. Такой вид покрытия часто используют при изготовлении фасадов кухонных гарнитуров.

Основные элементы вологодской росписи

Привлекательная особенность вологодской школы – удачная комбинация выраженной декоративности и реалистичности изображения природы. Классические образцы направления – это лаконизм широких, схематизирующих графических определений. Если есть контур, то контур смелый и твердый, если яркость и перекличка цветов – то уверенная, неслучайная в выборе мастера.

Базовые элементы:

  • цветы и плоды – символы богатства, урожая и текучести жизни (цветет и плодоносит – значит, жизнь идет, мы продолжаемся и развиваемся);
  • лев – хранитель, сакральный страж богатства хозяина, верный служка и второе «я» хозяина;
  • птицы – и покровительство высших сил, и надежда на завтра (связанная с приходом весны как символа пробуждения и продолжения), и носитель добрых вестей, и семейный оберег.

Символика схожа по значению, а вот техническое отображение отличается в зависимости от школы и способа нанесения рисунка. Потому вологодская роспись – это не узкий перечень черт и деталей, это регионально обозначенный промысел с множеством ответвлений, самобытных и заслуживающих отдельного изучения.

Резьба и рисунок

Русские народные промыслы (такие, как городец или хохлома) — это изделия из дерева, покрытые узором. Сначала мастера-краснодеревщики делают заготовки из отборной древесины, так называемое «белье», а затем художники покрывают их рисунком. Резьба и роспись по дереву в этом случае неотделимы – они дополняют друг друга. Самый распространенный тип раскрашенной заготовки — русская матрешка. Для ее изготовления применяется токарный метод резьбы, когда изделие вытачивается, шлифуется и затем расписывается. Данный сувенир известен во всем мире и пользуется высоким спросом на протяжении многих лет.

Виды изображений

Цветочные композиции – частый выбор жостовских художников. Рисунок гармоничен, в нем соединены мелкие цветочки и крупные соцветия, нераспустившиеся нежные бутоны и листочки. Наиболее популярные «герои» изображения – розы, астры, а также пионы, тюльпаны, георгины. Но не только садовые композиции присутствуют в росписи, встречаются на подносах скромные фиалки и милые ландыши, вьюнки, анютины глазки.


Изображение пионов

Экзотический цветок тоже присутствовал в мотивах росписи, а точнее, цветок фантастический, нереальный, не существующий нигде в природе. Дополняют цветочные композиции ягодки и фрукты, бабочки и пташки. Сюжетные картины в жостовской живописи встречались реже, но однозначно украшали творчество местных мастеров. Бытовые сценки, пейзажи, детализированные ландшафтные изображения – очевидное достояние промысла.

Главная особенность росписи – импровизация. Это самое сложное, но и самое ценное в направлении. Особенных шаблонов и образцов в росписи нет, как схем и натур. Жостовцы могли ранее, и могут и сегодня похвастаться большим выбором художественных приемов, впечатляющей импровизационной основой и желанием уникализировать работу. За почти 200 лет изготовлены мастерами миллионы подносов, и двух абсолютно одинаковых найти не удастся.

Необходимые инструменты и материалы

Краска для покрытия

От выбора краски на прямую зависит конечный результат. Основой для покрытия служит грунтовка. Она должна быть предназначена для работы по дереву. Неплохо справляется с задачей грунтовочный материал на основе акрила.

Для верхнего слоя подойдет любая латексная или акриловая краска. Поверхность лучше сделать матовой. Глянец не всегда хорошо смотрится. Неплохим вариантом будет краска в аэрозольной упаковке. Это позволит нанести ее равномерным слоем.

Художественные краски

Для росписи по мебели часто используют акриловые краски. Они хорошо подходят для рисования различных узоров. Также можно воспользоваться масляными смесями. Их традиционное назначение — живопись.

Лак

Он выполняет роль защитного покрытия. Возможно применение алкидного или акрилового лака для мебели. Также, как и краска, он может быть матовым или глянцевым. Нанесение слоя лака поверх рисунка — заключающий этап работы.

Кисти и валик для покраски

Для нанесения грунтовки и слоя краски на большую площадь может понадобиться валик. С фигурными элементами поможет справиться широкая кисть.

Кисти для рисования, карандаш, бумага и линейка

Рисовать мелкие узоры и линии удобно с помощью тонких художественных кистей. Для акриловой краски лучше использовать кисточки с синтетическим ворсом. Он не будет слипаться. Масляная краска потребует кисти с натуральным ворсом.

Простой карандаш, бумага и линейка пригодятся для создания эскизов и разметки поверхности под рисунок. Кроме того, может понадобиться изготовить шаблоны или трафареты для росписи.

Инструмент для подготовки поверхности

Очистить мебель от старого лака или краски можно, зашкурив ее наждачной бумагой. Потребуется «наждачка» разной зернистости для более тщательной обработки поверхности. В некоторых местах старое покрытие придется снимать шпателем.

Для удаления пыли следует запастись ветошью. Вымести грязь из щелей и прочих труднодоступных мест поможет кисточка с длинным и жестким ворсом.

Темперные краски

Классическая роспись по дереву осуществляется темперой. Она изготавливается на клеевом растворе или яичном желтке. Использовалась она еще в древности, потом была вытеснена масляными составами. Именно ею пользовались в иконописи. Даже рисунки в саркофагах фараонов Древнего Египта сделаны темперой.

Темперные краски хорошо разводятся и смываются водой. Они хорошо сохраняют цвет и не трескаются. В тюбиках они не густеют и не загнивают, но для этого нужно их правильно хранить. В домашних условиях готовят яичную или желтковую смесь, в промышленных условиях — акриловую, восково-масляную, клеевую. Сегодня можно приобрести матовые, полуматовые и глянцевые эмульсии. Налажено производство темперных красок в наборах и отдельных тубах. Эту универсальную профессиональную краску используют самые требовательные художники не только для росписи по дереву, но и для пейзажей на холсте, миниатюр на камне.

Немного о истории

Мезенская роспись по дереву – достояние XIX столетия, направление, сформировавшееся в низовьях реки Мезень. Родиной данного типа росписи крестьянской утвари считают село Палащелье, потому второе название художественного течения – палащельская роспись. Наиболее древней прялке с мезенскими мотивами уже чуть более 200 лет, но это только один из найденных датированных артефактов. В рукописных книгах XVIII столетия также встречаются мотивы, присущие промыслу русского Севера.

Потому, предполагают эксперты, мезенская роспись свою историю возникновения еще может открыть для исследователей. И она может оказаться более долгой, чем принято считать. Задачей направления было украшение предметов крестьянского быта. Интересно, что техника, орнамент, все возможные секреты промысла передавались в семье строго по мужской линии.

Короба и прялки из Палащелья пользовались немалым спросом, торговый путь по реке Пинеге позволял доставлять их в другие регионы, то же происходило с Двиной, Печорой, Онегой. У мезенской росписи архаичное начало, и это особенно ценно. Предполагается, что это одно из самых древних славянских художественных направлений, дошедших до нас. Есть мнение, что истоки его могут быть в древнегреческом искусстве. Но некоторые эксперты уверены, что это роспись Республики Коми, ее отголоски.

Как приготовить основу?

Если для работы был приобретен уже грунтованный холст, то подготовкой будет служить закрепление его на подрамнике. Материал уже готов к использованию, так как его не требуется шлифовать или очищать от загрязнений. Также не требует предварительной обработки специальная бумага или картон, основу только нужно закрепить на планшете малярным скотчем.

Все остальные поверхности нуждаются в грунтовании и последующей заключительной обработке. Чтобы подготовить основу из холста или дерева, необходимо приобрести специальную грунтовку для акриловой краски. Ее состав содержит барит с карбонатом магния и кальция – эти компоненты помогают формировать правильную фактуру поверхности.

Грунт можно наносить горизонтальным или вертикальным методом. Чтобы наложить очень жидкий состав, используют только 1 способ, в остальных случаях подойдет любой из методов.

Нанесение грунта на основу необходимо осуществлять в следующей последовательности:

  1. Сначала нужно аккуратно разложить основу.
  2. Затем необходимо вылить на поверхность грунтовку.
  3. Потом требуется быстро распределить состав по полотну, используя резиновый шпатель или ракель.
  4. Разглаживающие движения необходимо продолжать до получения равномерного тонкого слоя.
  5. После этого основу следует оставить для просушки.

После нанесения и высыхания грунта холст нужно закрепить на подрамнике скобами с помощью строительного степлера.

Вятская роспись

Каждый элемент в народной росписи наделен значением, он символичен и неслучаен в общем рисунке. Вятская роспись, так же, как и другие подобные промыслы Руси, была обережной. К сожалению, значение некоторых элементов забылось, и узоры на деревянных изделиях стали восприниматься только как декоративные.

На Вятской земле сочными, богатыми узорами расписывали прялки, шкафы, и, конечно, сундуки. После того, как крестьяне стали топить «по белому», декорирование захватило и наиболее почитаемые зоны дома – возле печи, божницу, входную дверь. Роспись домов сюда пришла с северных регионов. Расцвет домовой живописи случился в конце 19, начале 20 столетия.

Узнаваемые черты:

    • животные и цветы – они изображаются гораздо чаще людей, цветы собраны в букеты и гирлянды, а деревья отображают жизненный цикл;
    • круг – обязательный элемент росписи, он обозначает солнце, закругленными мазками изображаются лучи и энергия светила, а если нарисовано несколько кругов, это символизирует движение светила по небу;
    • ромб – древнерусский символ плодородия, богатства;
    • лев – экзотическое животное, ставшее символом защитника дома;
    • птицы – часто изображаются вместе со львами (вороны, утки, куры);
    • совы в вятской росписи считаются положительными персонажами;

  • главный цвет, который предпочитает эта русская роспись, красный, он символизирует саму жизнь;
  • среди особенностей техники выполнения следует отметить то, что рисовали художники не кистями, а заячьими лапками;
  • перед росписью сундука мастер промазывал его клеем;
  • ранее художники пользовались масляными красками, сегодня в ход идут их современные аналоги.

Внимание! Узоры вятской росписи – это настоящее вдохновение для тех, кто хочет оживить интерьер сочными, самобытными акцентами. Вместо копирования картинок и постеров из сканди-интерьеров, можно взять фактически любой вятский эскиз

Он гармоничен, красочен, а его обережное значение может существовать и сегодня. Вятские узоры могут появиться на шкатулках, тарелочках, посуде, деревянных панно. Сканди-стиль станет ярче и интереснее именно с таким декором.

Как расписать мебель: техника и материалы

Для росписи мебели своими руками, необходимо подобрать подходящий рисунок. Воспользуйтесь для поиска книгами, каталогами готовых рисунков и т. д.

Если рисунок вы нашли в книге, его можно перерисовать, наложив сверху прозрачную кальку. С помощью компьютера или сканера можно увеличить или уменьшить рисунок до нужного вам размера, а затем перенести его на поверхность мебели используя копирку.

Копирку для работы возьмите желтую канцелярскую или портняжную любого цвета. Эти виды копирки, в отличие от синей и черной, не оставляют на поверхности мебели грязных следов, да и контур переведенного рисунка легче закрасить.

Но как расписать мебель, если вариантов выбора нет? В этом случае воспользуйтесь синей и черной копирками осторожно, не оставляя пятен, или сделайте копирку самостоятельно, заштриховав бумагу простым карандашом. Кисти для работы с акриловыми красками используйте синтетические, разного размера

После работы тщательно их промойте, иначе краска засохнет и кисть придется выбросить. Переходя в процессе работы от одной краски к другой, кисть мойте и вытирайте о хлопчатобумажную ткань

Кисти для работы с акриловыми красками используйте синтетические, разного размера. После работы тщательно их промойте, иначе краска засохнет и кисть придется выбросить. Переходя в процессе работы от одной краски к другой, кисть мойте и вытирайте о хлопчатобумажную ткань.

Предлагаем посмотреть подборку фото росписи мебели, где продемонстрированы самые разнообразные варианты этого декора:

Методы нанесения краски

Опытный мастер уже быстро сможет нанести шедевр на дощечку. Начинающим художникам можно использовать наши подсказки и воспользоваться одной из технологий:

  • точечной;
  • с использованием изготовленных трафаретов;
  • рисунком по эскизу.

Точечная технология позволяет создавать шедевры на деревянных изделиях начинающим художникам. Достаточно на эскизах расставить специальные точки, которые помогут перенести рисунок на основную поверхность. Это что-то похоже на то, как в младших классах обучают рисовать по линиям. Чем больше точек будет нанесено, тем четче и выразительнее будет картинка. В конце рисунок разукрашивают и доводят до финала.

Самым простым считается трафаретный метод. Сначала берут купленный или изготовленный трафарет, прижимают его к изделию, обводят карандашом и приступают к разрисовке. Рисовать с помощью шаблона очень просто.

Иногда прежде чем сделать рисунок на деревянной заготовке, делают пробный эскиз на бумаге. Это позволяет экспериментировать с самыми разными узорами: абстракциями, геометрическими фигурами, профессиональными набросками.

С помощью темной или белой копировальной бумаги также можно наносить рисунки на деревянные изделия. Копирка позволяет сделать аккуратный рисунок. Каким бы методом вы ни воспользовались, полученные изделия станут хорошим подарком или украшением для дома.

Доклад №2

Среди декоративно-прикладных искусств роспись можно отнести к самым востребованным и более популярным. Русское народно творчество имеет довольно множество видов и каждый может найти себе занятие по душе. Роспись по дереву делиться на следующие виды.

Мезенская. Является самым древним видом росписи по дереву, свой рассвет данный вид искусства получил в 19 веке. По сути, данная роспись является самобытным и уникальным орнаментом. Рисунок довольно прост, но он имеет огромную притягательную силу, человеку хочется любоваться таким искусством.

Городецкая роспись. В нижегородской области примерно в середине 19 века появился данный вид искусства. Данная роспись отличается тем, что она имеет очень яркие цвета. Роспись имеет свой неповторимый почерк. Мастера изначально рисуют фон, который, кстати, несет функцию грунтовки, а потом на этот фон наносится рисунок. Когда работа закончена, мастер ограничивает рисунок рамкой.

Хохлома.  Так же является довольно древним видом искусства, а также промысла. Данное искусстве известно во всей России. Жар-птица является неким символом данной росписи, которую не спутать ни с чем. В основном применяются красный, черный и золотой цвет. Так же могут применятся и зеленый, и ярко жёлтый. Мастера не делают специально черновые линии и не наносят разметки, а сразу наносят рисунок специальными кисточками.

Полхов-майданская роспись. Данный вид искусства появился довольно недавно, примерно в 1920 году. Именно в эти времена огромным спросом пользовались изделия из дерева, а именно игрушки. Главные элементы данного искусства — это цветы, но, кроме этого, есть и целые сюжетные рисунки. Данные рисунки наносятся на два вида изделий. На детские игрушки и не только игрушки, а также на традиционную русскую посуду.

5 класс

Методы раскраски

Натуральная древесина — это материал, который требует тщательной предварительной обработки. Поверхность для росписи должна быть гладкой, без отслоений и трещин. Заготовка сначала шлифуется наждачной шкуркой, а затем покрывается специальным грунтом, который заполняет все микроскопические трещинки и выравнивает мелкие неровности. Дефекты покрупнее можно устранить с помощью шпаклевки. После предварительной обработки заготовку необходимо хорошо просушить.

Изделия народных художественных промыслов из дерева отличаются яркими, интенсивными цветами. Рисунки обычно контрастируют с фоном, черным или ярко-красным. Для раскраски изделий применяются темперные или художественные гуашевые краски, которые обладают хорошей укрывистостью. Наиболее стойкие результаты дает акриловая роспись по дереву, особенно если рисунок сверху покрыть прозрачным нитролаком. Изделия после такой обработки становятся стойкими к истиранию и не меняют свой цвет.

Роспись по дереву (фото готовых изделий представлены на странице) — это разновидность изобразительного искусства, которое корнями уходит в далекое прошлое, а живет и процветает в настоящем.

Пермогорская

Пермогорье – пристань на самом высоком берегу Северной Двины. Считается, что великоустюжская роспись поспособствовала возникновению пермогорской. А уже промысел Великого Устюга появился за счет вдохновения орнаментами восточных тканей. Так, пермогорские ранние работы напоминают арабески. Такое взаимопроникновение искусства и культур – частая история, которая в итоге образует уникальный продукт.

Особенности техники:

  • птица Сирин и райские кущи – узнаваемый мотив пермогорцев;
  • посиделки или супрядки – девушки за пряжей стали классическим мотивом;
  • бордюры и ленточки – это окаймление делает работу завершенной;
  • приписки – мелкие элементы заполняли пространство работы, это были различные листочки и ягодки, которые можно даже считать своеобразным автографом автора;
  • продуман каждый элемент, чтобы его детали сложились в повествовательную композицию;
  • цвета яркие – красный, зеленый, светло-оранжевый, черная окантовка.

Пермогорская роспись будет удачным вариантом для первых проб в изучении таких направлений. Пробовать эту роспись по дереву можно акриловыми красками, так как они придадут большую яркость выразительным работам.

Цвета

В большинстве произведений художник выбирает основными цветами золотисто-охристый и черный, а глубокий зеленый и коричнево-красный можно считать второстепенными. Но такое деление условно. На охристо-черном сочетании еще ярче играют красный и зеленый, потому они могут казаться главными героями расписного арт-объекта.


По цветовой насыщенности ракульская роспись опережает многие другие промыслы

Черный цвет участвует не только в прорисовке контура, им выполняют усики, прожилки, завитки. Не везде, но в некоторых ракульских работах можно увидеть и рассыпанные белые полукружочки – они украшают весь орнамент.

По цветовой насыщенности эта роспись опережает многие другие промыслы. Она яркая, жизнеутверждающая. Видно, что художник не боится колористической выразительности (и это новый довод в пользу того, что зародили промысел люди образованные). Он умело управляется с цветом, пропорционально распределяя его по полотну. Ни один цвет при этом не перекрывает другой.

Особенности подготовки деревянной заготовки для росписи

Чтобы научиться правильно расписывать заготовку из дерева, необходимо предварительно её подготовить. Весь процесс состоит из нескольких этапов:

В первую очередь, правильно выбрать заготовку. На ней не должно быть сучков, которые после высыхания могут просто вывалиться из поделки.
Если сучки всё же присутствуют, их следует удалить, а отверстия зашпатлевать. Использовать можно только шпатлёвку по дереву.
Несколько дней заготовка должна просто полежать в помещении и подсохнуть. Не стоит размещать её для просушки около обогревательных приборов, от повышенных температур она может деформироваться.
Обработать поверхность сначала среднезернистой наждачкой, затем мелкозернистой.
Прогрунтовать заготовку, для чего развести в равных пропорциях клей ПВА с водой и покрыть поверхность широкой кистью

Важно не допускать подтёков и необработанных мест.
Высушить заготовку в течение нескольких часов.
Отполировать мелкой наждачкой. При необходимости, ещё раз прогрунтовать и отшлифовать.

Инструменты и материалы для подготовки заготовки под росписьСостав ПВА с пылью после шлифовки должен иметь вязкую консистенциюОбработанное место будет просматриваться через прозрачный фон. Лучше всего сделать цветную основу

Жостовский поднос

Любителям сочетать старое и новое должны приглянуться эти кованые изделия – в них столько убедительности, стиля и узнаваемых подсознательно черт, что сразу становится ясно, этот предмет должен быть на виду.

История

Знаменитому промыслу скоро исполнится 200 лет. В 1825 году в заведении братьев Вишняковых появились лакированные металлические подносы. Предварили их появление популярные в то время предметы из папье-маше, что после лакировки выглядели нарядно и более солидно. Подносы же стали полноправно одним из флагманов национальной русской культуры – аналогов жостовскому подносу в мире нет.


Жостовская фабрика декоративной росписи

Очень сложно промыслу было невредимым пробраться через лихолетие первой половины 20 века. В 20-30-е годы соцреализм, навязанный линией партии, едва не стал причиной гибели направления. Дело отстояли ведущие художники артели, которые понимали губительность нововведений. А занимались с ними представители элиты живописи – Петр Кончаловский, Борис Ланге, Павел Спасский.

Даже во время войны мастера не оставляли кисть: они рисовали на банках из-под тушенки, украшали даже переплавленные детские ведерки

С 60-х годов к жостовской продукции было вновь обращено широкое внимание. Вся роспись, и тогда и сейчас, только вручную

Каждый поднос является произведением конкретного автора.

Мотивы и узоры

Главным мотивом росписи стал цветочный букет. Форма цветов живая, реалистичная. Изображениям присуща декоративная обобщенность. Здесь можно угадать знакомые черты народной кистевой росписи на прялках, сундуках, туесках. По старым технологиям декоративных цветочных композиций (букет, гирлянда, венок) жостовские мастера творили свои изображения.

Краски на металле яркие, сочные. Традиционным стал черный фон, но и красные и синие, зеленые подносы с ажуром флористического орнамента прославили промысел. Художественная роспись по металлу балансирует: на фоне неизменных традиционных форм, цветов и композиций появляются и новые, в нежных кофейных оттенках, с одним крупным цветком как центром композиции. Возникновение этих новых ответвлений продлевает жизнь промысла, не лишая его, тем не менее, узнаваемого лица.

Особенность исполнения

Состав лака, которым покрывают подносы, до сих пор засекречен. Его база известна: это копал, особая смола, которую везут из Африки и Азии. Но большей информации у обывателя нет. Известно только, что именно лак помогает подносу долгие годы оставаться в первозданном виде.

Еще одна особенность жостовской лаковой росписи по металлу – объем, внесенный в само изображение. По краям мастер рисует мелкие цветы, на темном фоне они едва различимы. Но именно благодаря им главный узор выступает из таинственной цветовой глубины.

А еще есть у жостовских мастеров и такой предмет для гордости как «копченый» поднос. Этот узор еще называют «под черепаху», «под червячка». Металлические подносы коптят свечным пламенем. Удивительной красоты рисунок получается!

Познавательное видео о жостовских узорах.

Этапы создания

Исторически подносы изготавливались способом ручной ковки, сегодня же часть форм на фабрике производится механизировано. После ковки заготовку обезжиривают, шпатлюют и шлифуют. Поднос становится ровным.

Роспись имеет многослойную структуру:

  • замалевка – автор раскидывает цветовые пятна;
  • тенежка – следует после сушки, мастер наносит лессировочной краской темные участки объектов;
  • чертежка – прочерчиваются светлые контуры лепестков, листочков, бутонов;
  • привязка – на этом этапе пустоты заполняются легкой ажурной травкой, после этого работа передается мастеру-орнаменталисту.

Каждый кованый поднос имеет свой номер, а качество его подтверждается сертификатом. Продаются изделия в крафтовой упаковке.

Современное развитие

Жостовская фабрика активно и очень успешно вступает в коллаборации с известными дизайнерами и декораторами. Например, в 2019 году дизайнер Юлия Герасимова создала вместе с фабрикой коллекцию, основной мыслью которой стал новый русский стиль. Вдохновляли Юлию цветы из собственного сада, а знаменитые жостовские подносы стали богаче, благодаря новому художественному взгляду современных творцов. Такие подносы, к слову, замечательно смотрятся на стене.

В деревне Жостово работает музей промысла, здесь проводятся мастер-классы, можно познакомиться с художниками. Это значит, приобщиться с художественной традиции, известной всему миру, фактически может каждый. Такая открытость и активное общение представителей фабрики с потенциальным покупателем, ценителем русского искусства, однозначно идет на пользу и самому промыслу, и фабрике, и культуре страны в целом.

Роспись как искусство

Невозможно не отметить, что национальная роспись изменяет сам образ изделия. Он становится более выразительным на уровне цветовой гаммы, ритмичности линий и пропорциональности. Промышленные «обездушенные» товары становятся усилиями художников теплыми и живыми. Последнее достигается путем нанесения орнамента и элементов изобразительного искусства (графики и живописи). Различные виды росписи создают особый позитивный эмоциональный фон, созвучный местности существования промысла.

Если говорить формально, то художественная роспись выполняется путем нанесения кистью красок на определенную поверхность. Следует отметить существенный момент: в отличие от живописи, моделирующей целостное пространство, роспись всегда фрагментарна.

Специалисты-дизайнеры нередко говорят о феномене русской росписи: она универсально гармонирует практически с любым стилем: минимализмом, модерном, кантри. Техники, созданные древними мастерами, оттачивались многими поколениями мастеров в определенных местностях, создавая особую стилевую выразительность. К счастью, в России XXI века сохранились и развиваются различные виды росписи: гжель, хохлома, борецкая, городецкая, мезенская, онежская, пермогорская, пижемская, полховско-пайданская, пучужская, ракульская. Рассмотрим особенности этих самобытных стилей.

История

Известно это художественное направление с 19 столетия. Возникла роспись в поселениях на берегу реки Волхов, что и заложено в ее названии. В целом же относят этот промысел к числу ладожских ремесел.

В самом начале своей истории волховская роспись не отличалась той красочностью, по которой она впоследствии стала узнаваемой. Прославили ее прялки, которые изначально украшала резьба. Это был трудозатратный процесс, который по мере совершенствования открывал мастерам все большие колористические возможности.

Собственно, прялки и являются первым и наиболее изученным видом расписных волховских произведений. Они делились на две разновидности: «золоченки» и «крашенки».

Волховские прялки:

  • «Золоченки» отличало стилистическое декоративное единство. На лицевой стороне предмета изображался крупный цветок, с трех сторон обрамленный полоской с именем обладательницы прялки. Мазок используется плоский, но за счет цветовой композиции цветок сочный, выпуклый. «Золоченки» — нарядные, праздничные. На них видна символика стихий, а также растительные и анималистические мотивы.
  • «Крашенки» — на них золотого обрамления и надписей не было. Но отличали многие «крашенки» точеные ножки, причудливо изогнутые сережки, и очень живописный декор. Можно сказать почти с уверенностью, что эти прялки предваряли появление «золоченок». И традиционные композиционные приемы сохраняются в обоих видах расписных изделий.

Позднее мастера взялись за роспись разделочных досок и других деревянных изделий. Если говорить о стилистическом влиянии, нельзя не заметить, что в волховской росписи много взято из карельской росписи. Влияние петриковского промысла, как ни удивительно, в волховских образах тоже просматривается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector